Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Чтобы лучше понять, как работает колонка и почему она отключается, нужно изучить принцип работы ее составляющих. Одной из главных деталей подобного устройства является датчик тяги.

Датчик тяги или термореле определяет силу тяги в газовом котле. Именно он подает сигнал о том, что тяга колонки перешла допустимые границы.

Нормальная тяга в газовом котле обеспечивает выход продуктов горения не в комнату, а на улицу. При нарушении этого процесса продукты горения начинают скапливаться в квартире, что оказывает негативное влияние на ваше здоровье.

Помимо функции обеспечения вывода наружу продуктов горения, тяга отвечает еще и за нормальное сжигание газа. Если газ в колонке не будет гореть, то дорогостоящее устройство может сломаться.

Недостаточная тяга может стать причиной затухания колонки, поэтому если у вас возникла такая проблема, прежде всего, проверьте именно тягу в котле. Именно этот показатель является самой частой причиной неправильной работы колонки.

Именно датчик тяги помогает вовремя выбрать неправильную работу котла и устранить ее причины. Без этого элемента безопасность функционирования такого устройства не будет полноценной.

Виды датчика тяги газового котла

Существует две разновидности газовых котлов. Первая это котлы с естественной тягой, а вторая это оборудование с принудительной тягой. Каждый из видов нуждается в своём виде приборов.

datchik-tyagi-dlya-gazovogo-kotla.jpg

Открытая камера сгорания в совокупности с правильно подобранными дымоходами гарантирует нормальную естественную тягу. Датчики для этих котлов содержат биметаллическую пластину, присоединённую к электрическому контакту. Принцип срабатывания достаточно простой.

Если тяга хорошая, то температура внутри котла находится в норме и пластина замыкает контакт, а если снижается, то температура в котле начинает расти, что приводит к расширению металлической пластины и в какой-то момент она деформируется, размыкая контакт и закрывая газовый клапан. При устранении проблемы пластина возвращается в исходное положение и продолжается поступление газа в горелку.

Закрытая камера сгорания при помощи дутьевых устройств определяет оборудование с принудительной тягой, которое содержит датчик, так называемое пневматическое реле. Прибор контролирует работу вентилятора и скорость отхода газов сгорания. Конструктивно устройство состоит из мембраны, прогибающейся при нормальной тяге под давлением дымовых газов. Как только давление газов становится ниже нормального, мембрана уменьшает прогиб и происходит размыкание контактов с закрытием клапана газа.

Датчики гарантируют нормальную работу отопительного прибора. Устройство является принципиальным элементом защиты котлов, потому что при малой тяге возможен процесс обратного втягивания дымовых газов и продукты горения покидают котёл не в сторону улицы, а идут в помещение.

Конструкция и принцип действия датчика

Учитывая разнообразие исполнения газовых котлов, следует отметить, что датчики контроля тяги встречаются также разной конструкции. Если рассматривать их конструкцию исключительно обобщённо, речь пойдёт о достаточно простом механизме приборов.

Основой практически любого сенсора контроля тяги газового котла выступает биметаллический элемент, меняющий форму при изменениях температурного фона. Фактически это простая биметаллическая пластина, которая изгибается при нагреве или охлаждении.

Изменением формы пластины управляется контактная группа, переводящая состояние контактов на «включено» или «выключено». Коммутационный сигнал контактной группы передаётся на контроллер газового котла или на более простой механизм управления подачей газа.

Тип датчика, контролирующего тягу в дымовом канале, зависит от используемого котла.

Так, существуют и применяются на практике два типа газовых котлов:

  1. Конструкции, оснащённые простым дымоходом (с естественной тягой).
  2. Конструкции, оснащённые дымоходом с турбиной (с принудительной тягой).

Эти конструкции отличаются одна от другой и датчики тяги, используемые для них, также разнятся.

Устройства для котлов с естественной тягой

В котлах с естественной тягой применяется так называемый колпак дымовых газов, в тело которого встраивается простой миниатюрный термостат, как показано на картинке ниже.

Термостат простой конструкции в миниатюрном исполнении обычно наделяется соответствующей температурной меткой непосредственно на корпусе (на металлической обечайке). Эта метка (например, 75º) указывает температурную границу срабатывания контактной группы сенсора.

image_26.jpg

Термостатический прибор подобного исполнения устанавливается, как правило, в составе конструкций навесных газовых котлов, где используется колпак дымовых газов, встроенный в линию дымохода

Действует такое устройство просто. Если дымовые газы, проходящие через колпак с установленным датчиком, нагреют прибор выше установленного температурного параметра (что говорит о нарушении нормы режима тяги), контакты разомкнут цепь.

Соответственно, по причине разомкнутой цепи выключится из работы (заблокируется) система подачи газа на котёл. Повторно оборудование запустится только после остывания сенсора и восстановления разомкнутого контакта.

Конструкции датчиков турбинных котлов

Котлы, оснащённые дымоходом с турбиной, имеют несколько иной датчик определения тяги газового котла с принципом работы, отличающимся функционально. Прежде всего, отличие заключается в том, что сенсор фактически управляет вентилятором турбины котла. Иными словами, осуществляется контроль оптимальной тяги дымовых газов вентилятором.

Именно поэтому устройство датчиков тяги турбинных газовых котлов выполнено не под контроль температуры, а под контроль объёма проходящих угарных газов.

Такие датчики работают по факту наличия оптимального разрежения внутри камеры сгорания, имеют контактную группу из трёх элементов:

  • контакт COM;
  • нормально открытый (NO);
  • нормально закрытый (NC).

Конструктивно приборы выполняются разными по форме, но их принцип действия остаётся неизменным. По факту образования рабочих условий внутри камеры газового котла (оптимальное разрежение) подводимым давлением воздуха замыкается контактная группа, отправляя сигнал на подачу газа.

Читайте также:
Самодельная катушка для провода переноска удлинитель. Удлинитель на катушке своими руками. Ключевые этапы изготовления и сборки катушки для удлинителя

datchiki-tyagi-kotla_3-2-430x320.jpg

Несколько другой тип сенсорных элементов, предназначенных контролировать тягу в котле – конструкции, принцип действия которых основан на разнице давлений исходящего потока

Причины срабатывания

Поводом срабатывания автоматической системы контроля могут быть разные неполадки в установке конструкции дымоудаления, сбои самих параметров датчика.

Рассмотрим самые распространённые:

  1. Сильный ветер. Порыв ветра может задуть газовую горелку. Чтобы этого не случилось, приобретают стабилизатор для агрегата и устанавливают его на месте выходного патрубка.
  2. Засорение дымоходной системы. В данном случае потребуется чистка.
  3. Слабые тяговые параметры. Датчик тяги газового котла реагирует при нагреве 950-1500 °С. Из-за сложности отвода дыма, происходит перегрев внутри дымоудаляющей системы и отключение газового клапана.
  4. Неверный монтаж газового оборудования.
  5. Неправильность расчёта габаритов дымохода. Высота дымохода измеряется в зависимости от отдалённости трубы от конька кровли. Рекомендуемое расположение – точно по центру крыши. В данном случае оголовок будет возвышаться над коньком более чем на полметра.

Можно ли отключить

При монтаже датчика и пользовании газовым оборудованием зачастую можно наблюдать периодические отключения в работе. В таком случае может возникнуть желание отключить прибор тяги полностью. Однако не стоит спешить.

aogv.jpg

Датчик тяги для газового котла АОГВ и АКГВ

На это есть несколько причин:

  1. Во-первых, отключение датчика может говорить о плохих тяговых характеристиках. Слабая интенсивность движения газов дыма приводит к опрокидыванию тяги в котельном оборудовании. Вредные пары в большом количестве при этом будут поступать в дом.
  2. Во-вторых, проблема может заключаться в обратной тяге. Образуется воздушная пробка. Отходящие газы дыма движутся до определённой отметки в дымоходе, а затем опускаются назад. Это происходит из-за слабого прогрева трубы, плохой теплоизоляции.

Конечно, теоретически произвести отключение датчика можно, но это влечёт большую опасность. Если вдруг возникнет аварийная ситуация, то защиты никакой не будет. Поэтому функционировать газовому агрегату без такого контролёра не рекомендуется.

Три способа проверки работоспособности термореле

Иногда теплоснабжение отключается слишком часто без внешних причин, и тогда стоит убедиться, что устройство исправно. Сделать это можно несколькими методами:

  • На уровне термореле прикрепляется зеркало, и система запускается. В процессе работы оборудования оно не должно запотеть.
  • Можно не полностью перекрыть дымоход: если всё работает как нужно, то система должна немедленно автоматически отключиться.
  • Если при включённом режиме горячего водоснабжения без отопления и открытом кране отключился контроллер – проблема заключается в термореле.

В определённых случаях датчик может периодически отключаться сам, и подобную неисправность нужно устранять как можно скорее: в аварийной ситуации система безопасности не будет правильно работать, и отходы могут проникнуть в дом. Во избежание чрезвычайных ситуаций необходимо проводить регулярную проверку исправной работы оборудования, а его установку должны производить только профессионалы: датчик, установленный не на том уровне или без учёта специфики конструкции, не сможет вовремя предупредить об опасности.

Признаки необходимости замены

Датчик – составная часть газовой системы. Он, несмотря на свою высокую надежность, спустя длительное время использования может прийти в негодность. Его рано или поздно нужно будет заменить. Что будет, если этого не сделать, описано выше.

На необходимость замены контроллера могут указывать следующие признаки:

  1. Установка постоянно отключается при отсутствии неисправности выводной системы.
  2. Генератор теплоты работает с периодичностью 20-30 минут, после чего деактивируется, а повторно включается только после полного остывания.

Если один из этих признаков проявляется, следует либо вызвать ремонтную службу, либо проверить датчик на исправность самостоятельно.

4-15.jpg

Работу датчика газового котла в отопительной системе можно проверить одним из далее описанных способов:

  • необходимо установить зеркало рядом с местом крепления датчика. А если котел находится в активном состоянии, а поверхность стекла запотевает, значит, датчик неисправен;
  • если закрыть заслонку выводной системы наполовину, то котел в рабочем режиме должен моментально отключиться, так как тяговая сила будет недостаточная. В случае, если этого не произошло, датчик работает некорректно и нуждается в замене.

Есть еще один, менее точный, но все же довольно эффективный способ проверки исправности датчика. Необходимо перевести котел в режим горячего водоснабжения и открыть воду на полную мощность. Если в этом случае теплогенератор отключится, то с большой долей вероятности датчик не работает. Точность метода проверки составляет 95%.

Котел может отключаться, даже если контроллер работает исправно. Дело может быть в сбое работы других устройств внутри котла.

Для решения любой возникшей проблемы нужно обязательно обратиться к специалистам газовой службы и ни в коем случае не пытаться исправить поломку самостоятельно.

Расположение, принцип работы и причины срабатывания датчика тяги газового котла

Датчик контроля тяги газового котла – внутренний элемент защиты, отвечающий за оперативную передачу сигнала о снижении интенсивности тяги в дымоотводе.

Его первостепенная функция заключается в обеспечении безопасности при эксплуатации газового оборудования, поскольку вывод отработанных продуктов сгорания напрямую зависит от воздухообмена и без нормальной тяги дым начинает скапливаться в помещение, оказывая негативное влияние на здоровье хозяев.

Читайте также:
Низкое напряжение в сети: причины, что делать, куда звонить и жаловаться

Кроме того, сила тяги определяет полноту сгорания топлива, поэтому этот датчик нужен и для сохранения стабильной работоспособности самого агрегата.

Читайте в статье

Как он выглядит и где расположен

Расположения датчика тяги турбированного газового котла

Так выглядит датчик тяги турбированного BAXI ECO Four. Точное расположение всегда указано в инструкции к котлу.

Согласно правилам безопасности газовых хозяйств ПБ 12-368-00, бытовые отопительные котлы обязательно должны быть оснащены датчиком тяги. Местом монтажа, как правило, служит дымовой колпак (расположен в дымоуловителе) или же свободное пространство между вентиляционным каналом и корпусом агрегата.

Расположения датчика тяги атмосферного газового котла

В атмосферных котлах датчик тяги имеет несколько другой вид.

Стоит обратить внимание, что его нельзя крепить на поверхность газохода вплотную. В качестве «разделителя» используются паронитовые прокладки: такая мера позволяет снизить вероятность контактного нагрева, а также выделить зазор, который предоставит технический доступ к отверстию газохода и к датчику тяги.

Устройство и принцип работы датчика тяги газового котла

Принцип работы датчика тяги, независимо от его конструкции, основан на отслеживании показателей вывода отработанного газа: в случае нарушения, в блок управления подаётся соответствующий сигнал, после которого электромагнитный клапан перекрывает поступление топлива на горелку – оборудование выключается.

Более подробно алгоритм действий срабатывания датчика тяги, а также его устройство можно рассмотреть на примере конкретной модели газового агрегата:

Датчик тяги газового атмосферного котла

• атмосферный котёл (открытая камера сгорания) – датчик выполнен в виде термореле, внутри которого находится биметаллическая пластина, реагирующая на перепады температуры (настраивается в диапазоне 75–900 °C для природного газа и на 75–1500 °C для сжиженного газа). Если тяга в дымоходе ослабевает, то концентрация дыма увеличивается, а, значит, температура растет – когда пластина в достаточной степени перегреется, она расширится и просто разорвёт контакты

В большинстве атмосферных котлов с открытой камерой сгорания датчик тяги также выполняет функцию и предохранительного термостата – контролёра температуры дыма, поэтому даже в случае оперативного устранения первопричины неполадки, возобновить работу можно только после полного остывания агрегата.

Пневмореле газового котла

• турбированный котёл (закрытая камера сгорания) – датчик представляет собой пневмореле, мембрана которого обладает повышенной чувствительностью к давлению. Она прогибается под действием потока, создающегося турбиной или вентилятором (степень натяжения регулируется производителем), чем фиксирует контакты в замкнутом положении. Поэтому, когда уровень нагнетания давления падает ниже допустимого предела – контакты микропереключателя размыкаются.

Для конденсационных котлов подходят только специальные датчики тяги, настраиваемые на более низкую температуру дымов, чем у стандартных моделей.

Таким образом, именно датчик тяги является главным барьером, который предотвращает проникновение ядовитого дыма и углекислого газа в помещение.

Как проверить работоспособность

Разрыв контактов датчика тяги регистрируется системой управления котла как ошибка дымоудаления и отображается на дисплее жёлтым светоиндикатором.

Когда модель агрегата не оснащена такими средствами информирования, то заподозрить неисправность защитного элемента можно и по внешним признакам:

  • котёл периодически самопроизвольно отключается, хотя видимых сбоев в работе не наблюдается (дымоотведение стабильное, пламя ровное, перегрева нет);
  • котёл сначала включается и работает некоторое время нормально, но через 20–30 минут отключается, при этом повторный розжиг возможен только вручную.

Чтобы проверить работоспособность датчика и убедиться (опровергнуть), что проблема действительно в нём, нужно воспользоваться одним из трёх способов:

  • прикрепить небольшое зеркалов месте расположения датчика – его поверхность не должна запотевать в процессе активного использования отопления;
  • наполовину прикрыть отверстие дымоотвода – если датчик работает, то котёл быстро выключится и включится (вручную) сразу после изъятия заслонки;
  • отключить контур отопления и полностью открыть кран ГВС – в этом режиме затухание котла с высокой вероятностью свидетельствует о поломке реле.

Если в трёх случаях проверка показала, что датчик исправен, а котёл всё равно периодически тухнет, значит нужно замерить интенсивность самой тяги, как таковой. Также есть вероятность срабатывания датчика «вхолостую» при сбоях питания автоматики, например, при кратковременных перепадах напряжения в сети.

Как выбрать комнатный термостат и экономить до 30% в месяц на отоплении

Но бывает и другой вид неполадки – когда сам датчик тяги как деталь в порядке, а ложные срабатывания возникают из-за нарушения связей цепи контактов. Обнаружить это можно только если снять и осмотреть защитный элемент: его контакты должны быть не окислены и крепко держаться на корпусе.

Контакты датчика тяги котла

Так выглядят окислившиеся контакты. Нужно чистить наждачкой.

В случае отсутствия видимых повреждений, нужно замерить тестером сопротивление самого датчика – в норме оно минимально (равно сопротивлению щупов), не более 1–2 Ом.

При наличии сопротивления следующий шаг – зачистить спиртом контакты и клеммы цепи, поджать их плоскогубцами, просушить, а затем вернуть всё на место.

Если же датчик вообще не прозванивается, однозначно необходима замена на аналогичный (с соответствующей температурой срабатывания или давлением) элемент, т. к. ремонту он не подлежит. На время поиска нового датчик старый можно вовсе исключить из цепи, но только при условии, что вентиляция работает хорошо.

Как отключить датчик тяги в газовом котле

Вполне понятно, что при частых срабатываниях датчика возникает желание просто отключить его, однако делать это категорически нельзя по двум причинам:

  • во-первых, его активация может свидетельствовать об изначально плохих тяговых характеристиках дымохода, что рано или поздно приведёт к тому, что топливо перестанет успевать выгорать и начнёт скапливаться в жилом помещении;
  • во-вторых, что ещё более страшно, это может быть индикатором обратной тяги, которая возникает из-за образования «воздушной пробки», т. е. отработанные газы доходят только до определенного уровня, после чего возвращаются обратно.
Читайте также:
Смелое решение — фотообои на потолок. Что нужно знать?

Обратная тяга образуется вследствие нехватки естественного разрежения в дымоходе газового котла, поэтому она бывает только в моделях с открытой камерой сгорания. Поскольку движение воздушного потока нарушается, угарный газ не уходит, а возвращается в дом, что может спровоцировать отравление у его жителей.

Несмотря на то, что фактически конструкция позволяет выключить датчик, удалив из схемы провода связи с электромагнитным клапаном и прерыватель термопары, нужно понимать – это прямое нарушение техники безопасности, ведь при возникновении аварийной ситуации, у агрегата не останется никакой защиты.

Поэтому рисковать здоровьем, определённо, не стоит – лучше сразу самому (при помощи специалистов) выяснить и устранить причину срабатывания датчика.

Причины срабатывания датчика тяги

Причины нарушения тяги, вызывающие срабатывание датчика, в основном связаны с ошибками, допущенными ещё на стадии монтажа системы дымоудаления:

  • отсутствие стабилизатора тяги, защищающего от задувания порывов ветра;
  • неправильная установка дымохода или неточные расчёты размеров шахты;
  • частое засорение дымохода, что говорит о необходимости защитного колпака;
  • несвоевременная чистка датчика от сажи, образующаяся при сжигании СУГ.

Время от времени, независимо от качества работы котла, рекомендуется проверять состояние дымохода, турбины, отсутствие нарушения в подключении и т. д. Если требуется, также выполняется регулировка зазора датчика, что увеличит предельную температуру его срабатывания, но делать это должен только мастер.

Каждая торговая марка производит котлы особой конструкции, поэтому об универсальности защитных элементов говорить не приходится. Если необходимо заменить этот контролёр, то искать замену следует у той же фирмы, что и сам газовый агрегат. Причём он должен полностью соответствовать рабочим характеристикам.

Приблизительная стоимость датчиков тяги для популярных моделей котлов:

Серия котла Код/артикул Подходящие модели Цена, руб.
Vaillant atmoTEC 0020039083 Pro VU200/3-5, 240/3-5, 280/3-5 и Plus VUW 200/3-3, 200/3-5, 240/3-3, 240/3-5, 280/3-3, 200/3-5 1 900–3 200
BAXI atmoMAIN 600870 DIGIT 240i, 24 I BSE и 24I BSB 1 200–1 800
Vaillant turboTEC 0020041905 Pro VUW INT 202, 242, 282/3-3 и Plus VUW INT 202, 242, 282, 322, 362/3-5 2 400–3 100
BAXI turboSLIM 721890400 1.230 Fi, 1.300 Fi и 2.300 Fi 2 800–3 400

Как видно из таблицы покупка оригинальных деталей потребует довольно весомых вложений. Тем не менее, экономить и брать китайский аналог не стоит: несмотря на то, что они в 5–10 раз дешевле, у них и качество соответствующее, что в дальнейшем может негативно сказаться на безопасной эксплуатации котла.

Газовик

Ознакомление с бытовым и производственным газовым оборудованием. Системами отопления и водоснабжения

Датчик тяги

Датчик тяги (виды)

Датчик тяги

Датчик тяги газового котла – это специальное приспособление в газовом оборудовании, цель которого вне зависимости от стоимости, возможностей функционала и конструкции – безопасность.

Представляет собой автоматику, которая отвечает за охрану человеческого здоровья от чрезмерного скопления угарного газа, а также гарантирует безаварийную работу всей конструкции.

Принцип работы

Принцип работы датчика тяги газового котла заключается в своевременной подаче сигнала клапану, который перекрывает подачу газа к горелке. Приспособление срабатывает, если происходит нарушение тока сгораемых продуктов в верном и естественном направлении (от котельного оборудования по дымоходу на улицу). В противном случае дым из угарного, углекислого газа, паров воды, сажи будет проникать в дом, где стоит котёл, и может нанести вред здоровью человека.

Датчик тяги

Разобраться, как работает датчик, не сложно. Всё основано на стандартных законах физики. Он представляет собой биметаллическое реле, которое работает на включение/отключение котла. Внутри термореле расположена металлическая полоска, которая реагирует на изменением температуры

Следующее, что пользователь должен знать, – это то, что приспособление настраивается на температуру в соответствии с топливом, которое используется. Если это природный газ, то температура 75-950 °С. Если применяется сжиженный газ, то 75-1500 °С.

Если датчик почувствует, что тяга в газовом оборудовании очень плохая, то произойдёт увеличение его нагрева газов дыма и последующая блокировка отключение (сразу же, после нескольких минут после включения).

Датчик тяги

В газовых котлах с открытой камерой сгорания (атмосферных агрегатах) предохранительный термостат контролирует наличие тяги и температуру уходящих газов, с закрытой камерой сгорания (турбированных агрегатах) — напор выдуваемого воздуха турбиной.

Можно ли отключить

При монтаже датчика и пользовании газовым оборудованием зачастую можно наблюдать периодические отключения в работе. В таком случае может возникнуть желание отключить прибор тяги полностью. Однако не стоит спешить. Датчик тяги для газового котла АОГВ и АКГВ

На это есть несколько причин:

Датчик тяги

Во-первых, отключение датчика может говорить о плохих тяговых характеристиках. Слабая интенсивность движения газов дыма приводит к опрокидыванию тяги в котельном оборудовании. Вредные пары в большом количестве при этом будут поступать в дом.

Читайте также:
Обзор робота iClebo Omega — плюсы и минусы пылесоса, цена и где купить

Во-вторых, проблема может заключаться в обратной тяге. Образуется воздушная пробка. Отходящие газы дыма движутся до определённой отметки в дымоходе, а затем опускаются назад. Это происходит из-за слабого прогрева трубы, плохой теплоизоляции.

Конечно, теоретически произвести отключение датчика можно, но это влечёт большую опасность. Если вдруг возникнет аварийная ситуация, то защиты никакой не будет. Поэтому функционировать газовому агрегату без такого контролёра не рекомендуется.

Датчик тяги

Причины срабатывания

Поводом срабатывания автоматической системы контроля могут быть разные неполадки в установке конструкции дымоудаления, сбои самих параметров датчика. Предохранительный термостат отходящих газов 70 °С Рассмотрим самые распространённые:

Сильный ветер. Порыв ветра может задуть газовую горелку. Чтобы этого не случилось, приобретают стабилизатор (шибер) для агрегата и устанавливают его на месте выходного патрубка.

Засорение дымоходной системы. В данном случае потребуется чистка.

Слабые тяговые параметры. Датчик тяги газового котла реагирует при нагреве 950-1500 °С. Из-за сложности отвода дыма, происходит перегрев внутри дымоудаляющей системы и отключение газового клапана.

Неверный монтаж газового оборудования.

Датчик тяги

Неправильность расчёта габаритов дымохода. Высота дымохода измеряется в зависимости от отдалённости трубы от конька кровли. Рекомендуемое расположение – точно по центру крыши. В данном случае оголовок будет возвышаться над коньком более чем на полметра. Что входит в автоматику для газовых котлов?

Как проверить работоспособность

Смена датчика тяги газового котла может понадобиться в случае серьёзных нарушений в функционировании отопительного оборудования. Например, если котёл постоянно отключается, и при этом существенных проблем в дымоходной системе нет. Или если контролёр начинает работу, а через в среднем 25 минут – отключается. Очередной запуск начинается только после полного остывания датчика.

Как проверить датчик тяги газового котла:

Способ 1. В том месте, где крепится датчик, прикрепляется зеркало. В процессе функционирования котельного оборудования поверхность не должна вспотеть.

Датчик тяги

Способ 2. Можно проверить датчик уходящих газов, прикрыв дымоход заслонкой не полностью. Если всё хорошо, котёл должен тут же отключиться.

Способ 3. Двухконтурный агрегат переводят в режим горячего водоснабжения без отопления. Открывают полностью кран. Если в этом режиме произошло отключение контролёра, то велика вероятность, что проблема и заключается в этом датчике тяги.

На рынке котельного оборудования и приспособлений к нему предлагают датчики тяги газового котла многие производители. Из них Евросит, Sitgroup, КАРЕ, Junkers, Dion и другие.

Что такое датчик тяги газового котла и где он применяется

Газовое оборудование в процессе его эксплуатации – источник повышенной опасности. Поэтому производители стараются максимально снизить риски. Для этого используются различные приборы. Один из них – датчик тяги газового котла. Это базовый элемент системы защиты. Его назначение – контролировать тягу в топке котлоагрегата.

Автоматика газового отопительного котла

Существует специальные правила эксплуатации газового оборудования. В этом документе прописано, что любой агрегат, работающий на газе, должен снабжаться автоматикой безопасности. В ее задачи входит:

  • обнаружение характеристик, которые отклонились от нормативных;
  • обработка полученных данных и передача сигнала на исполнительный механизм, который отключает подачу топлива;
  • включение сигнализации (световой или звуковой), которая оповестит об отключении газового котла.

Кроме датчика тяги, в состав системы безопасности газового котла входят:

  1. Температурный датчик для теплоносителя. Он контролирует температуру воды внутри системы отопления. При повышении последней отключается подача газа.
  2. Датчик давления теплоносителя. Его задача – контролировать работу циркуляционного насоса.
  3. Датчик факела топки. Он отвечает за наличие факела. То есть если последний потух, отключается котел полностью, потому что нельзя допустить утечки газа в помещение.
  4. Датчик температуры окружающего котел воздуха.

Датчик температуры и тяги внутри котлоагрегата

Датчик температуры и тяги внутри котлоагрегата

Датчик тяги газового котла: принцип работы

Тяга – важная характеристика работы газового котла. За счет нее правильно организуется воздушный обмен в топочной камере, от чего зависит коэффициент сгорания топлива. А значит, эффективность работы самого оборудования.

При этом тяга формирует вытяжку угарных газов. К примеру, если она внутри дымохода низкая, то угарные газы начинают проникать в помещение котельной. А это влияет на здоровье людей.

Место, где обычно устанавливают контролирующий прибор:

  • в пространстве между корпусом котла и дымоходом;
  • внутри дымового колпака.

Перед тем как ответить на вопрос, как работает датчик тяги в газовом котле, нужно понять, что основная его задача – следить за скоростью перемещения угарных газов внутри дымохода.

Датчик тяги газового котла

Если эта характеристика будет высокой, то велика вероятность, что внутри топочной камеры будет гаснуть пламя огня. Оно будет как бы отрываться от горелки. Если, наоборот, скорость будет малой, то угарные газы не будут успевать покидать топку, а значит, их часть будет поступать в помещение котельной.

Поэтому существует норматив показателя тяги. Он варьируется в диапазоне от 20 до 30 Па. Здесь используется единица измерения давления (Паскаль), а точнее, единица измерения изменения разрежения воздушных масс внутри топочной камеры газового котла.

Каждый производитель самостоятельно производит настройку характеристики в заводских условиях. Поэтому вмешиваться в работу датчика не стоит. Если по каким-то причинам настройка собьется или произойдет изменение показателя, то котел просто отключится.

Производители предлагают два вида газовых котлов, которые друг от друга отличаются типом создания тяги в дымоходе. Первые – с естественной тягой, вторые – с принудительной.

Читайте также:
Причины приглядеться к безободковому унитазу

Дополнительно к датчику тяги добавляется в первом случае датчик температуры, который отслеживает температурный режим угарных газов. Во втором – реле давления, потому что принудительная система отвода отходов сгораемого топлива – это наличие в котле вентилятора или дымососа.

Атмосферный котел с естественной тягой и турбинированный с принудительной

Атмосферный котел с естественной тягой и турбинированный с принудительной

Работа датчика тяги газового котла в двух вариантах одинакова, но конструктивно приборы, установленные в разных котлоагрегатах, отличаются друг от друга.

Турбинных котлов

В этих газовых котлах датчик собой представляет прибор, в основе которого лежит пневматическое реле с чувствительной мембраной. Она моментально реагирует на изменение скорости потока воздуха, перемешанного с угарными газами.

  • как только включается газовый котел, включается и вентилятор или дымосос;
  • внутри дымохода повышается давление за счет повышения скорости воздуха;
  • мембрана изгибается в сторону движения воздушных масс и замыкает контакты датчика (такое положение называется рабочим или “замкнуто”);
  • если давление в трубе снижается, мембрана размыкает контакты, что приводит к отключению газового котлоагрегата от питания через блок управления.

Котлы этого типа имеют закрытую камеру сгорания. В нее воздух извне для поддержания горения газа поступает через дымоход. Это лучший вариант с более высоким КПД, но является зависимым от электроэнергии, от которой питаются вентилятор или дымосос.

Котлов с естественной тягой

Такие газовые котлы еще называют атмосферными. В их конструкции нет воздушных нагнетателей, поэтому удаление угарных газов происходит за счет их же высокой температуры. То есть перемещение газов происходит по законам физики. Отсюда жесткие требования к дымоходу:

  • максимальная вертикальность;
  • горизонтальные и наклонные участки возможны, но длиною не более 2 м;
  • не более трех отводов по всей длине;
  • выводить дымоход нужно за пределы крыши дома.

Атмосферные котлы имеют в своей конструкции открытую камеру сгорания топлива. Отсюда и конструктивные особенности датчика тяги, который должен отслеживать температуру уходящих газов. По сути, прибор собой представляет термостат, основной элемент которого – биметаллическая тонкая пластина, реагирующая на изменение температурного режима окружающей среды.

  • при увеличении температуры угарных газов, происходит выгибание пластины, которая замыкает контакты прибора;
  • при снижении тяги происходит перегрев газов, которые скапливаются в дымоходе или колпаке котла;
  • повышенная температура делает изгиб пластины еще больше, от чего контакты размыкаются;
  • сигнал передается на блок управления, а оттуда на электромагнитный клапан, который перекрывает подачу топлива.

Включить газовый котел будет возможным только после того, как температура в топке понизится до нормативных показателей. Последние варьируются в пределах 70-100°С. По ним же настраивается и датчик.

Конструкция и принцип работы прибора пластинчатого типа

Конструкция и принцип работы прибора пластинчатого типа

Причины срабатывания датчика тяги газового котла

Если монтаж газового котла был проведен правильно с учетом рекомендаций производителя, то датчик не должен срабатывать. Но существуют некоторые условия, приводящие к отключению котлоагрегата именно по вине датчика тяги. Основные из них:

  1. Сильный порыв ветра загнал противотоком внутрь дымохода большое количество воздуха. Тяга уйдет в ноль, и датчик сработает обязательно. Проблема решается просто – надо установить в дымоходной трубе специальное устройство, которое называется стабилизатором.
  2. Труба засорилась, к примеру птицы сделали гнездо. Решается проблема с помощью защитного колпака, который монтируется на конце дымохода.
  3. Контроллер срабатывает от загрязнения контактов. Поэтому прибор периодически надо чистить.
  4. Сбились настройки системы безопасности.
  5. При монтаже газового котла были нарушены требования его установки. Особенно это касается сборки и прокладки дымохода.

Как проверить датчик тяги

Современные газовые котлы с дополнительным функционалом стоят дорого. Но они удобны в эксплуатации. Некорректная работа датчика сразу отображается на панели. Обычно загорается индикатор желтого цвета, который обозначается, что тяга слабая, поэтому агрегат отключился.

Не все потребители покупают котлы такого типа. Большинство старается экономить, а значит, в конструкции отопительного оборудования отсутствует экран. Но понять, что датчик сработал, можно по частому отключению и включению самого котлоагрегата. Если такое происходит, нужно проверить прибор контроля. Можно воспользоваться тремя методами:

  1. Перед тем как проверить датчик тяги газового котла, надо около него установить обычное зеркало. Если прибор отключился, а зеркальная поверхность не запотела, значит, отключение произошло в штатном режиме. Если запотела, то отключение произошло по ошибке самого датчика. Его надо будет заменить новым.
  2. Сечение дымохода перекрыть наполовину. Тяга уменьшается, увеличивается температура внутри трубы, уменьшается скорость движения угарных газов, что должно привести к срабатыванию прибора. Если этого не произошло, то датчик работает некорректно.
  3. Двухконтурный котел проверяется по другой схеме. Для этого его переводят в режим “ГВС” (горячее водоснабжение), отключая систему отопления. После чего открываются все имеющиеся в доме краны с горячей водой. Если котел отключился по вине датчика, значит, последний работает неправильно.

Не всегда эти три способа проверки могут точно определить работоспособность датчика тяги. Иногда вмешиваются скачки напряжения в питающей сети, сбитые настройки блока управления, забитые мусором дымоходы и прочее. Поэтому перед тем как менять прибор на новый, нужно точно определить причину сбоя его работы.

Читайте также:
Поворотная заслонка для дымоходов

Можно ли отключить датчик тяги в газовом котле

Если дело касается эксплуатации, то нельзя. Этот прибор – элемент защиты. Его отсутствие может привести к трагедии. Но у многих возникает желание отключить датчик тяги, когда по непонятным причинам газовый котел самопроизвольно перестает работать. Делать этого нельзя, лучше вызвать мастера и определить причину такой работы котлоагрегата.

Если требуется провести профилактику или ремонт газового оборудования, то в этом случае контроллер тяги отключить можно. В этом случае котлоагрегат отключается полностью – от питания газом и электроэнергией, а значит, датчик тяги также перестанет функционировать.

Видео: датчики тяги навесных газовых котлов

Узнать больше о датчиках тяги, используемых в навесных котлах, можно из представленного ниже видео.

Диагностика ошибок системы дымоудаления традиционных газовых котлов

Первопричина выключения газового котлоагрегата по вине датчика тяги – это отсутствие тяги или ее частичное уменьшение до значений ниже базовых показателей. И эта причина будет появляться во всех газовых котлоагрегатах независимо от их типа или вида. Чтобы уменьшить негативное влияние прибора на работу котла, нужно разобраться, почему тяга уменьшается.

То есть, зная причины, можно заранее позаботиться о том, чтобы этого не происходило.

Если эти четыре причины присутствуют в процессе эксплуатации газового котла, то вина его отключения не в датчике. Если этих факторов нет, нужно поменять прибор – он вышел из строя. Обычно такое случается, когда котлоагрегат самопроизвольно отключается через каждые полчаса работы.

Самостоятельно менять датчик тяги на новый не следует, хотя это несложно. Если котел еще попадает под гарантийное обслуживание, вызывают специалиста из сервисного центра.

Тяга – важная характеристика при эксплуатации газового котла. А контролирующий ее датчик – базовый элемент системы защиты. Его наличие решает многие проблемы, связанные с безопасностью. Принцип его работы несложный, и определить причину срабатывания можно самостоятельно.

Если появились вопросы, ждем их в комментариях. Если статья понравилась, распространите в соцсетях, сохраните в закладках.

Также рекомендуем посмотреть подобранные видео по нашей теме.

Почему тухнет газовый котел при ветре? Датчик тяги — принцип работы, проверка работоспособности.

Датчик тяги газового котла: как устроен и работает + тонкости проверки функциональности

Современное газовое оборудование, как правило, может работать полностью автоматизированно. Благодаря встроенным в конструкции компонентам контроля безопасной работы оборудования обеспечивается надёжность системы в целом. Одним из таких устройств является датчик тяги газового котла.

Согласитесь, что пользоваться оборудованием, которое не требует постоянного присутствия человека, довольно удобно. Но по какому принципу работает датчик тяги и так ли он надежен?

Эти вопросы мы рассмотрим в нашей публикации — поговорим об устройстве датчика тяги, его функциональных возможностях и особенностях проверки работоспособности. Изложенный материал дополним тематическими фото и видеоматериалами.

Конструкция и принцип действия датчика

Учитывая разнообразие исполнения газовых котлов, следует отметить, что датчики контроля тяги встречаются также разной конструкции. Если рассматривать их конструкцию исключительно обобщённо, речь пойдёт о достаточно простом механизме приборов.

Основой практически любого сенсора контроля тяги газового котла выступает биметаллический элемент, меняющий форму при изменениях температурного фона. Фактически это простая биметаллическая пластина, которая изгибается при нагреве или охлаждении.

Изменением формы пластины управляется контактная группа, переводящая состояние контактов на «включено» или «выключено». Коммутационный сигнал контактной группы передаётся на контроллер газового котла или на более простой механизм управления подачей газа.

Тип датчика, контролирующего тягу в дымовом канале, зависит от используемого котла.

Так, существуют и применяются на практике два типа газовых котлов:

  1. Конструкции, оснащённые простым дымоходом (с естественной тягой).
  2. Конструкции, оснащённые дымоходом с турбиной (с принудительной тягой).

Эти конструкции отличаются одна от другой и датчики тяги, используемые для них, также разнятся.

Устройства для котлов с естественной тягой

В котлах с естественной тягой применяется так называемый колпак дымовых газов, в тело которого встраивается простой миниатюрный термостат, как показано на картинке ниже.

Термостат простой конструкции в миниатюрном исполнении обычно наделяется соответствующей температурной меткой непосредственно на корпусе (на металлической обечайке). Эта метка (например, 75º) указывает температурную границу срабатывания контактной группы сенсора.

Термостат дымохода канала газового котла

Термостатический прибор подобного исполнения устанавливается, как правило, в составе конструкций навесных газовых котлов, где используется колпак дымовых газов, встроенный в линию дымохода

Действует такое устройство просто. Если дымовые газы, проходящие через колпак с установленным датчиком, нагреют прибор выше установленного температурного параметра (что говорит о нарушении нормы режима тяги), контакты разомкнут цепь.

Соответственно, по причине разомкнутой цепи выключится из работы (заблокируется) система подачи газа на котёл. Повторно оборудование запустится только после остывания сенсора и восстановления разомкнутого контакта.

Конструкции датчиков турбинных котлов

Котлы, оснащённые дымоходом с турбиной, имеют несколько иной датчик определения тяги газового котла с принципом работы, отличающимся функционально. Прежде всего, отличие заключается в том, что сенсор фактически управляет вентилятором турбины котла. Иными словами, осуществляется контроль оптимальной тяги дымовых газов вентилятором.

Читайте также:
Приготовление цементного молочка

Именно поэтому устройство датчиков тяги турбинных газовых котлов выполнено не под контроль температуры, а под контроль объёма проходящих угарных газов.

Такие датчики работают по факту наличия оптимального разрежения внутри камеры сгорания, имеют контактную группу из трёх элементов:

Конструктивно приборы выполняются разными по форме, но их принцип действия остаётся неизменным. По факту образования рабочих условий внутри камеры газового котла (оптимальное разрежение) подводимым давлением воздуха замыкается контактная группа, отправляя сигнал на подачу газа.

Датчики тяги газовой колонки (газового котла)

Несколько другой тип сенсорных элементов, предназначенных контролировать тягу в котле – конструкции, принцип действия которых основан на разнице давлений исходящего потока

Как проверить функциональность датчика?

Нарушения тяги газового котла зачастую принято сопоставлять именно с датчиками. Во всяком случае, многие мастера традиционно указывают на неисправность датчика тяги.

Проверить, как работает датчик определения тяги на бытовом газовом котле достаточно просто. Следует отметить, что периодическая проверка таких компонентов конструкции, по сути, является обычным делом. Особенно для котлов, оснащаемых вентилятором.

Этап #1 — выполнение проверки контрольных сенсоров

Практически каждое оборудование с вентилятором имеет специальные тестовые точки, используя которые выполняется тестирование датчика.

Тестовые точки (штуцеры), как правило, размещены в области дымохода (верхняя часть котла). Пример расположения таких элементов показан на картинке ниже. Оба штуцера маркированы соответствующим образом. То есть – имеют обозначения «+» и «-», указывающие поточный ход.

Контрольные точки (штуцеры) для проверки уровня тяги газовой колонки

Контрольные точки (штуцеры) измерения уровня разрежения внутри камеры сгорания котла. Используются эти элементы для контрольных замеров с помощью специального манометра

Рядом с контрольными штуцерами обычно есть ещё один контрольный интерфейс (слева, закрыт крышкой), через который допустимо измерить температуру газов и коэффициент полезного действия оборудования.

Порядок выполнения замеров следующий:

  1. Скрутить защитные колпачки на штуцерах.
  2. Подключить к штуцерам трубки манометра.
  3. Соблюсти точность подключения по точкам «+» и «-».
  4. Включить на котле режим «Трубочист».
  5. Дождаться вывода оборудования на максимум работы.

После того, как оборудование наберёт максимум мощности, проверяют показания манометра. Прибор должен показать допустимый уровень разрежения, не выходящий за пределы установленного диапазона для конкретной марки газового котла. Требуемый диапазон можно узнать из документации на оборудование.

Измерение уровня разрежения внутри камеры сгорания

Выполнение тестовых замеров по уровню разрежения внутри камеры сгорания газового котла с помощью цифрового прибора манометрической функциональности

Процедура, демонстрирующая как проверить датчик тяги на бытовой газовой колонке, помимо замеров манометром, также включает ещё одно необходимое действие — проверку прессостата котла.

Вентилятор газового котла традиционно оснащается прибором, именуемым – прессостат. Благодаря этому прибору, осуществляется контроль работы вентилятора и фактически управление горелкой газового котла.

Прессостат соединён с воздушным каналом резиновыми трубками. Однако для проверки этого элемента схемы придётся вскрыть корпус газового котла.

Вентилятор и прессостат газового котла

Внутри корпуса газового котла размещены два важных устройства – вентилятор турбины плюс контрольный прибор прессостат

Принцип действия этой технической пары достаточно прост. Из воздушного канала через резиновую трубку давление (отрицательное относительно давления во второй трубке) отбирается прессостатом.

Если отбор давления в норме, контактная цепь прессостата замкнута – газовый котёл функционирует штатно. В случае изменения (отклонения) уровня разрежения, меняется разница давления, что приводит к разрыву контактной группы прессостата. Соответственно, оборудование выводится из работы (блокировка котла).

Рабочие параметры прессостата на корпусе прибора

Прибор контроля работы вентилятора – прессостат, имеет на корпусе бирку технических параметров – граничных давлений по включению и отключению газовой горелки

Любой прессостат фирменного исполнения всегда имеет на корпусной части обозначения рабочих параметров. В частности, указывается параметр давления срабатывания прибора на включение и отключение (например, у прессостата, изображенного на фото выше, это 70/45 Па). Другими словами: в данном случае газовая горелка работает при давлении 70 Па и блокируется при давлении 45 Па.

Этап #2 — проверка работоспособности прессостата котла

Чтобы выполнить проверку прессостата, нужно выполнить простое действие – определить качество коммутации электрической цепи прибора. Коммутационным элементом прессостата является обычный микропереключатель, встроенный в конструкцию прибора.

Микропереключатель управляется (контакты замыкаются или размыкаются) пластиной, на которую воздействует сила давления воздуха, поступающего на прибор через трубки.

Контакты микропереключателя выведены на внешнюю сторону корпуса устройства. Соответственно для проверки нужно подключить на контактную группу измерительный прибор (мультиметр), настроенный на измерение сопротивления Ом.

Каждый фирменный прибор оснащается электрической схемой, указанной на корпусе. В соответствии с этой схемой соединяются щупы мультиметра и контакты прибора.

Проверка прессостата газового котла

Тестирование на целостность прессостата газового котла с помощью стандартного инструмента электронщика (электрика) – мультиметра. Проверка целостности цепи микропереключателя

После подключения щупов мультиметра, на канал отрицательного давления прессостата присоединяется кусок силиконовой трубки. Через подключенную трубку на приборе создают отрицательное давление (просто всасывая воздух ртом) и одновременно контролируют показания мультиметра.

При нормальной коммутации стрелка прибора покажет минимальное сопротивление или не среагирует вовсе в зависимости от давления, создаваемого в трубке. Если же микропереключатель неисправен (нарушен канал коммутации), мультиметр не покажет никакой реакции. В этом случае прессостат необходимо заменить новым.

Рекомендуем ознакомиться с тонкостями осмотра и обслуживания газовых котлов.

Читайте также:
Рецепт идеальной спальни

Этап #3 — выявление причины снижения тяги

Не всегда причина снижения тяги заключается в поломке датчика.

Так, практика демонстрирует, что недостаточная тяга может быть обусловлена многими другими факторами:

  • засорением трубок передачи воздуха;
  • засорением внутренней области улитки вентилятора;
  • образованием конденсата внутри силиконовых трубок;
  • попаданием инородных предметов внутрь трубок.

Одной из частых причин снижения тяги котла нередко становится засорение внутренней области улитки вентилятора. Чистка этой области восстанавливает тягу в полном объёме.

Очистка улитки и лопастей вентилятора газовой колонки

Очистка внутренней части улитки вентилятора газового котла способствует восстановлению тяги на прежний уровень. Для выполнения обслуживания требуется немного воды и мягкая щётка

На лопатках крыльчатки вентилятора и стенках улитки после продолжительной работы газового котла собирается большое количество пыли и гари. Со временем эти отложения уплотняются, приобретают жёсткую структуру и в результате создают существенное сопротивление воздушному потоку. Это и есть одна из частых причин потери тяги котлом.

Вентилятор котла, конечно же, придётся демонтировать, прежде чем провести чистку внутренней области. Большинством конструкций котлов предусмотрен лёгкий демонтаж/монтаж вентилятора. Обычно достаточно отвернуть два-три крепёжных винта, чтобы отсоединить компонент от шасси. Предварительно следует отключить газовый котёл от электропитания.

Чистый вентилятор газового котла

Вот, примерно, такое состояние вентилятора газового котла должно быть в процессе работы оборудования, чтобы обеспечивалась оптимальная тяга дымовых газов

Промывку водой следует выполнять с таким расчётом, чтобы влага не попала на статорную обмотку электродвигателя и другие электрические элементы. Лучшим вариантом видится чистка путём продувки внутренней области улитки и лопастей сжатым воздухом. Правда, в домашних условиях такой вариант зачастую невозможен.

Рекомендации по чистке и собственноручному обслуживанию газовой колонки мы привели в следующей статье.

Этап #4 — повторное тестирование тяги

По завершении процедуры очистки вентилятора турбины газового котла и установки этого компонента конструкции на своё рабочее место, предстоит повторить тестирование оборудования на уровень тяги дымовых газов.

То есть опять же следует выполнить операцию, которая описывалась выше – проверка уровня разрежения внутри камеры сгорания. Предварительно разобранный корпус газового котла необходимо установить на место – привести котёл в полное рабочее состояние.

Собранный газовый котёл

Собранный газовый котёл – обязательное условие перед тестированием оборудования на уровень разрежения внутри камеры сгорания, так как вскрытый корпус нарушает нормальную работу турбины

Как правило, результаты проверки демонстрируют некоторое увеличение показаний манометра, что свидетельствует о нормальном рабочем состоянии канала отвода дымовых газов. Учитывая такую практику, можно сделать соответствующий вывод, что далеко не всегда первостепенной причиной нарушения режима тяги газового котла является именно датчик температуры или прессостат.

Поэтому изначально проверять нужно всё оборудование и аксессуары, задействованные в схеме дымового канала. Ведь в данном случае проблема была в засорении вентилятора турбины газового котла.

Возможные причины срабатывания датчика

Нередко частое срабатывание датчика тяги газового котла наблюдается непосредственно после установки нового оборудования с последующим запуском в эксплуатацию.

Сбои в работе котла при таком варианте, как правило, обусловлены:

  • некорректной схемой построения канала удаления дыма;
  • неординарными погодными условиями в регионе;
  • нарушением тяговых характеристик оборудования;
  • неправильной настройкой контроллера управления.

В регионах, где преобладают сильные ветра, причина срабатывания датчика может быть банальной — попадание ветра в канал отвода дымовых газов. Для таких случаев рекомендуется дополнительно устанавливать на трубе тяговый стабилизатор.

О тяговых характеристиках было отмечено выше, а для настройки контроллера газовой колонки следует привлекать специалистов.

Выводы и полезное видео по теме

В ролике рассмотрены конструктивные детали датчиков тяги, место расположения этих компонентов и их принцип работы:

Если профессиональные мастера достаточно хорошо знакомы с газовым оборудованием, для обычного пользователя устранение неисправностей газового котла – это «тёмный лес». Кроме того, обращение с газовыми системами при отсутствии соответствующих знаний чревато серьёзными последствиями.

Поэтому когда есть желание самостоятельно заменить или отремонтировать тот же датчик тяги или какое-то иное оборудование газовой колонки, прежде нужно как минимум изучить систему. Но лучший способ устранения дефектов газовой системы – это обращение к специалистам.

Хотите дополнить изложенный выше материал полезными замечаниями по принципу работы датчика тяги? Или желаете поделиться с другими пользователями своим опытом проверки датчика? Пишите свои замечания и комментарии в блоке ниже, добавляйте уникальные фото собственноручного тестирования.

Датчик тяги газового котла

Датчик тяги газового котла— базовый элемент защиты, который отвечает за контроль и передачу информации в форме электрического сигнала при снижении минимально допустимой тяги в топочной камере котла.

Его первоочередная задача состоит в создании безопасных условий эксплуатации котельного оборудования. Вывод дымовых газов, образовавшихся в процессе сгорания газа, зависит от правильной организации воздухообмена в топочном пространстве и дымоотводящих каналах. При нулевой тяге угарные газы будут переходить в помещение, представляя угрозу для жизни и здоровья окружающих. Местом установки, такого защитного устройства чаще всего, выбирают дымовой колпак, находящийся в дымоуловителе либо его размещают в пустой зоне между дымоотводящим каналом и корпусом котла.

Датчик для котла с естественной циркуляцией Датчик для котла с принудительной циркуляцией Датчик тяги – пневмореле

Читайте также:
Сколько стоит ремонт кухни 6 кв м: этапы работы, расчёты, фото дизайна

Автоматика газового отопительного котла

Автоматика газового отопительного котла

Главное, что требуется выполнять владельцам, при использовании взрывоопасного оборудования, к которому относится газопламенный котлоагрегат — правила безопасной эксплуатации. В соответствии с требованиями ПБ 12.368.00, все газовые агрегаты в обязательном порядке оборудуются автоматикой безопасности, в перечень нормативных параметров контроля входит датчик тяги.

Современные автоматические системы предупреждают владельцев котлов об отрыве пламени в пьезозапальнике, накоплении газа в котле и помещении, для того чтобы обезопасить помещение от возможного скопления взрывоопасного газа. Такая работа автоматика выполняет с помощью первичных приборов — датчиков тяги отопительных газовых котлов. Базовый принцип их функционирования — это выработка аварийного сигнала, с подачей его на исполнительный механизм для отключения котла от газовой магистрали, и оперативное сообщение пользователям о причинах отключения через звуковую и световую сигнализацию.

Основные датчики, несущие ответственность за безопасную работу газового котла:

  • По разряжению или тяге, для котлов с естественной циркуляцией:20—30 ПА или 2-З мм вод. ст.;
  • по температуре окружающей среды внешней/внутренней, С;
  • по температуре подающего теплоносителя, С;
  • по наличию факела в топке;
  • по минимальному/максимальному допустимому давлению теплоносителя, атм.

Датчик тяги газового котла: принцип работы

В дымоотводной системе котлоагрегата тяга требуется для естественного отвода угарных газов через дымовую трубу в атмосферу. Принцип функционирования датчика тяги (ДТ), вне зависимости от его модификации, базируется на контроле отработанных газов из котла. Обычно нормальной тягой для котлов с естественной циркуляцией считается: 20—30 ПА или 2-З мм вод. ст.

При более высоких показаниях, скорость дымовых газов будет настолько велика, что может оторвать пламя от горелочного устройства. И, наоборот, при более низких показателях разряжения — дымовые газы поступают в помещение котельной.

Регулировка термопластины на датчике тяги

Если при работе котла они будут нарушены, то датчик передает в блок управления аварийный сигнал, после чего запорный электромагнитный клапан перекроет подачу газа на горелочное устройство, процесс нагрева теплоносителя остановится.

В котлах с естественной циркуляцией фиксируется скорость и температура дымовых газов, а в котлах с принудительной: давление воздуха после центробежного вентилятора или разряжение, создаваемого дымососом.

Турбинных котлов

Турбированный котел — агрегат с принудительной циркуляцией воздуха, выполнен в варианте закрытой камеры сгорания. В нем первичное устройство ДТ состоит из пневмореле с мембраной, имеющей повышенную чувствительность по отношению к напору в топке, создаваемым центробежным дымососом и вентилятором. Мембрана прогибается под этим воздействием и устанавливает рабочие контакты в положение «замкнуто». При падении значения тяги ниже допустимого размера — микропереключатель размыкает контакты.

Такие котлы имеют принципиально другую схему срабатывания защиты ДТ, по отношению к котлам с естественной циркуляцией, он фактически управляет центробежным турбированным агрегатом котла — вентилятором.

Подобные преобразователи функционируют по факту присутствия допустимого разрежения в топке и состоят из 3-х контактной группы:

  • Контактный элемент COM;
  • в нормальном положении «открыт» (NO);
  • в нормальном положении «закрыт» (NC).

Котлов с естественной тягой

Атмосферный котел — агрегат с открытой камерой сгорания, движение дымовых газов происходит благодаря разряжению, в топочной камере, которое создается дымовыми газами, при движении по трубе в атмосферу. Этот датчик имеет существенное отличие от ДТ котла с закрытой топкой. Он исполнен в виде термореле с биметаллической пластиной, реагирующей на температурные перепады. В основной массе подобных котлов ДТ дополнительно реализует функцию предохранительного термостата по контролю за температурным режимом уходящих из котла газов.

Принцип работы ДТ котлоагрегата с естественной циркуляцией основан на изменении положения биметаллической пластинки по температуре окружающей среды. При работе на магистральном газовом топливе этот диапазон составляет от 70 до 1000 С, а при сжиженном — от 70 до 1500 С. При нарушении тяги произойдет нагрев дымовых газов, что будет фиксировано первичным устройством. ДТ отправит модифицированный сигнал на запорный электромагнитный клапан, который произведет и отсечку подачи газа. Повторно агрегат может запуститься, после охлаждения топочной камеры.

Причины срабатывания датчика тяги газового котла

Зачастую частое срабатывание ДТ котлоагрегата случается после монтажа нового оснащения. В районе проживания, где доминируют мощные ветровые нагрузки, первопричиной его срабатывания может быть — захват ветра в дымовую трубу. Для подобных ситуаций положено размещать на трубе специальный стабилизатор тяги.

Предпосылки нарушения тяги, вызывающие срабатывание ДТ:

  • Не установлен тяговый стабилизатор на дымовой трубе, для защиты от задувания воздушных масс при сильном ветре;
  • нарушение проекта установка дымоотводной системы либо неправильные расчёты характеристик дымовых газоходов;
  • частое появление засоров трубы и каналов — требуется установка защитного колпака;
  • отказ ДТ по причине грязных элементов контроля, наличие на их поверхности сажи, возникающей при сжигании газа;
  • сбой работы дутьевого вентилятора или дымососа;
  • разбалансировка контроллера управления.

Как проверить датчик тяги

Разрыв контактных групп ДТ фиксируется автоматикой безопасности котла, как ошибка в системе дымоотвода и воспроизводится на мониторе рабочей панели агрегата жёлтым ЛЭД-индикатором.

В том случае, когда модификация котла не предусматривает установку рабочего экрана, то проверить повреждение датчика тяги напольного газового котла возможно по внешним симптомам. Например, когда котлоагрегат часто отключается и может запускаться в работу после полного охлаждения всех его теплопередающих элементов.

Читайте также:
Сколько стоит ремонт кухни 6 кв м: этапы работы, расчёты, фото дизайна

Для того, чтобы диагностировать функциональность измерителя и удостовериться что ложные причины остановки котельного оборудования вызваны его неисправностью, рекомендуется попробовать один из 3-х способов:

  1. Перед тем как проверить датчик тяги газового котла нужно закрепить маленькое зеркальце в точке места расположения измерителя, при этом зеркало не должно запотевать при рабочей нагрузке котельного оборудования.
  2. Закрыть отверстие дымоотвода примерно на 1/2, если при этом ДТ сработает — котлоагрегат самостоятельно отключится и запустится в работу после снятия преграждающей заслонки.
  3. Выключают отопительный контур и на полную мощность включают контур ГВС, открыв все краны горячей воды. Если в таком режиме котел остановит свою работу — это будет свидетельствовать о неисправности реле.

В случае, если в 3-х вариантах контроль продемонстрировал, что ДТ работоспособен, а котлоагрегат по-прежнему постоянно отключается, потребуется замерить показатели тяги. Возможно, забиты дымоотводные каналы. Аналогично существует возможность срабатывания преобразователя «вхолостую» при сбоях в системе питания автоматического блока управления котлом, в частности, при кратковременных изменениях напряжения в электросети.

Можно ли отключить датчик тяги в газовом котле

Места установки датчиков тяги в отопительных газовых котлах

Конечно, применение любого измерителя предполагает его выключение, но необходимо осознавать уровень опасности данного действия. В том случае, когда часто срабатывает контроллер тяги, у пользователя может возникнуть, не очень хорошая мысль — отключить датчик. Совершать это противопоказано, поскольку неустойчивое движение дымовых газов в котлоагрегате ведёт к развороту тяги и попаданию угарных газов в помещение. Если датчик постоянно отключается, то это говорит о плохих тяговых характеристиках котла.

ЗАПОМНИТЕ: Выключить первичное устройство ДТ можно, но только в целях профилактики и во время ремонтных работ.

Для чего должен быть полностью отключен котел от газовой сети. Для этой цели необходимо отключить в электросхемы провода связи с термопарой и отсекателем топлива.

Видео: датчики тяги навесных газовых котлов

Диагностика ошибок системы дымоудаления традиционных газовых котлов

Существует ряд базисных причин, по которым ДТ сможет дать сигнал на отсечку газа. Они проявляются вне зависимости от разновидности камеры сгорания, установленной в газовом котлоагрегате. Пользователям не стоит во всем полагаться на работоспособность датчика и правильнее будет самим разбираться в причинах аварийной работы котла и контролировать эти параметры. Тем самым владелец котла сможет заблаговременно пресечь возможное развитие негативных событий, устранив их первопричину.

Основные причины в аварийной работе котла:

  1. Тяга или разрешение не соответствует допустимым параметрам, установленным режимной картой котла. Это основная причина срабатывания тягового датчика. Данная проблема способна появиться из-за ошибочно смонтированных систем подачи дутьевого воздуха и газоходов. Проблема также может быть связана с нарушением целостности дымоотводящих каналов, в том случае, когда отдельные детали труб плохо соединены между собой. После выполнения работ по уплотнению — тяга или разрежения восстанавливаются.
  2. Обратная тяга — опасная разновидность низкокачественного разряжения. Такая ситуация также возникает, если в дымовентиляционной системе образуется воздушная пробка, мешающая выводу отработанных газов в атмосферу. Эта проблема довольно часто встречается в результате некачественной теплоизоляции дымоотводной системы.
  3. Засорение дымохода. Такой сбой появляется, когда его выходное отверстие не имеет ограждений и защиты от внешних засорений. В этом случае в него могут попадать различный атмосферный и природный мусор, к примеру, листва. Защита от этого недостатка — обязательная ежегодная чистка дымовентиляционных каналов, перед началом отопительного периода.
  4. Сильный ветровой напор. Если контролер тяги в подобном случае не сработает, то газ бесконтрольно будет поступать в котлоагрегат, но при этом горение происходить не будет, а значит, возможно, образование взрывоопасной газовой смеси в помещении. С тем, чтобы не допустить подобного развития аварии, необходимо купить стабилизатор и инсталлировать его в систему в точке выхода трубы в атмосферу.
  5. Если по любой из вышеуказанных датчиков тяги в газовом котле не сработал — необходима его замена.

Показатели необходимости смены ДТ:

  1. Контроллер безостановочно выключается при отсутствии поломок в газоотводной системе котла.
  2. Газовый котлоагрегат функционирует не более 30 минут, после чего самостоятельно отключается и может повторно запустится только после полного охлаждения поверхностей нагрева и топочной камеры.

В случае, когда один из данных признаков обнаруживается, лучше пригласить сервисного мастера, особенно если котел находится на гарантийном обслуживании.

Таким образом, можно подвести итог, что принцип функционирования датчика тяги газового котла, работающего на газообразном топливе, состоит в подаче сигнала при завышении параметров в дымоотводящей системе, установленных заводом-изготовителем оборудования. Сигнал поступит на газовый клапан-отсекатель электромагнитного типа, который мгновенно перекроет подачу газа и котел остановится. В тех случаях, когда агрегат находится на гарантийном обслуживании или пользователь не может собственными силами провести ремонт датчика тяги, лучше обратится в сервисный центр.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: