Расчёт ёмкости аккумулятора: как сделать и зачем нужен?

Расчёт ёмкости аккумулятора: как сделать и зачем нужен?

Аккумулятор — это самое главное устройство на лодке с электромотором. Без него двигатель не заведется, да и вообще работать не будет, то есть электромотор абсолютно бесполезен без АКБ. И если электромоторы неприхотливы и служат долго без особого обслуживания, то про аккумуляторы такого не скажешь.

Самые популярные у водномоторников – тяговые АКБ. Они отличаются от автомобильных тем, что хорошо переносят глубокую разрядку, могут сотни раз разряжаться и снова заряжаться. Автомобильные рассчитаны на высокие токи и используются преимущественно для пуска двигателя, потому и называются стартовыми. Работать при постоянной нагрузке они не могут. При разрядке более 50% происходят необратимые процессы, вызывающие резкое падение емкости. Аккумуляторы для лодочных моторов должны работать под постоянной нагрузкой. Кроме того, во время плавания из-за сильной волны устройство может оказаться на боку, следовательно, нужен электролит, который бы не проливался. Поэтому технология для стартовых (автомобильных) тут не подходит.

Современные производители выпускают два вида тяговых АКБ, которые можно использовать для лодочных электромоторов:

Разрабатывалась для военной отрасли, но со временем нашла свое применение и широко распространилась в повседневной жизни. АКБ переносит 800 циклов заряд/разряд, что соответствует интенсивной эксплуатации на протяжении 7-9 лет. Электролит находится в гелеобразном состоянии, отсюда сразу минус АКБ противопоказан перезаряд. Гель станет жидким и не восстановится. Поэтому нужно покупать автоматическое зарядное устройство, способное вовремя отключать питание. Это самые дорогие, но они больше всего подходят для лодочных электромоторов.

Используется для производства более дешевых тяговых аккумуляторов. Срок их службы 4-6 лет, 400 циклов заряд/разряд. Электролит жидкий, но его не заливают, а пропитывают им пористый наполнитель. Наливать, подливать, обслуживать, как автомобильный, не нужно. К этим плюсам прибавляются тот же минус, как и у гелевых: серия AGM чувствительны к высоким токам (перезаряду). Кроме того, АКБ этого типа хуже гелевых переносят жару и холод, но стоят они почти в 2 раза дешевле.

Преимущество и AGM, и GEL аккумуляторов — при хранении саморазряд не превышает 2% в месяц.

Можно плавать и с автомобильным АКБ, но недолго

Купить автомобильный аккумулятор для электромотора можно при условии, что Вы делаете покупку, понимая все минусы такой эксплуатации. И в некоторых случаях это приобретение оправдано.

Стартовый аккумулятор не предназначен для глубокой разрядки. Уже при 50% емкости на пластинах обоих полярностей начинают оседать крупные кристаллы сульфата свинца. Процесс называется сульфатацией и является лишь частично обратимым. Начинается износ и старение. После каждого цикла зарядки его емкость резко уменьшается.

Уже через 5-10 выходов на водоем автомобильный придет в негодность. Однако если Вы именно столько раз за лето и выбираетесь на рыбалку, то покупка автомобильного оправдана. Хотя выгода сомнительная. Да, такая АКБ стоит в 2-3 раза дешевле тягового, но служит в десятки раз меньше: 5-10 циклов при глубокой разрядке против 400 у AGM аккумуляторов и 800 циклов у GEL.

Основные типы аккумуляторов для садовой техники

По химическому составу аккумуляторы, которые используются в садовой технике, могут быть никель-кадмиевыми (NiCd), никель-металло-гидридными (NiMH) и литий-ионными (Li-ion) и т.д.

Никель-кадмиевые самые недорогие из всех. Главный недостаток таких батарей – пресловутый «эффект памяти»: если мы решим зарядить не до конца разряженный аккумулятор, то потеряем невыработанную емкость. Имеют большой вес. Также для таких аккумуляторов характерен высокий уровень саморазряда: в первые сутки после заряда они теряют около 10% начальной емкости, а во время хранения – по 10% ежемесячно. Долгое время зарядки. Непродолжительная жизнь элемента питания после первой эксплуатации.

Для успешной и долгой эксплуатации NiCd батарей необходимо:

  • хранить разряженными, но не полностью;
  • если аккумулятор не эксплуатировался более шести месяцев, нужно восстановить его емкость, полностью разрядив и зарядив его 3-5 раз подряд.
  • в ходе эксплуатации инструмента необходимо стараться полностью разряжать батарею.

Никель-металлогидридные аккумуляторы считаются улучшенным вариантом никель-кадмиевых. Главный недостаток – эффект памяти – отчасти в них устранен; емкость аккумулятора больше, а энергетическая плотность на 40% выше. Недостатки: ощутимо более высокая стоимость, высокий показатель саморазряда (в полтора раза выше, чем у NiCd –батарей) и уменьшение емкости батареи после 200-300 циклов зарядки-разрядки.

NiMh батареи рекомендуют хранить заряженными и стараться не разряжать полностью во время эксплуатации.

Литий-ионные аккумуляторы – самая новая и успешная разработка производителей. Li-ion весит ЗНАЧИТЕЛЬНО меньше, чем другие бытовые аккумуляторы, у него рекордно низкий уровень саморазряда. Абсолютно отсутствует эффект памяти: подзаряжать батарею можно в любое время, удобное для садовода, при этом для 100% заряда аккумуляторов достаточно от 30 минут.

По-настоящему долговечный аккумулятор должен состоять из:

  • аккумуляторных ячеек класса «А» самой высокой надежности;
  • электроплаты- контроллера, которая обеспечивает равномерный стабильный разряд и заряд аккумулятору;
  • Прочного корпуса с эффективной системой охлаждения.
Читайте также:
Парогенератор для бани хамам

Дмитрий Першинменеджер по продукту Greenworks

Высокоэффективные ячейки аккумулятора и программный контроллер обеспечивают сохранение его высокой мощности до полной разрядки. Если аккумулятор заряжен не полностью, это никак не отразится на рабочих свойствах двигателя.

Долгое время главным недостатком литий-ионных аккумуляторов считалась неспособность работать при низких температурах. Сейчас многие известные производители выпускают инструменты с аккумуляторами нового поколения, в состав которых входят оксиды кобальта. Это позволяет им стабильно работать при -20 градусах.

Все передовые Li-ion аккумуляторы оснащены платой контроллером и если в процессе работы напряжение повысится до критического значения, то элемент питания будет отключен от нагрузки, таким образом защитная система продлевает долговечность жизни аккумулятора.

Для многолетней работы аккумулятора необходимо сочетание как минимум 3-х важных фактов внутри батареи: 1. Только самые высококлассные аккумуляторные ячейки класса «А», 2. Специальная плата-контроллер и 3. Эффективная система охлаждения.

И отдельное внимание стоит обратить на репутацию производителя, т.к. если компания специализируется именно на производстве аккумуляторных устройств, значит и все современные технологии будут применятся именно в ее продукции.

Зимой аккумулятор рекомендуется хранить в теплом помещении при комнатной температуре.

Единственный недостаток Li-ion аккумуляторов – они довольно дороги, стоимость аккумулятора составляет около 40% всей стоимости инструмента. Но и этот момент можно повернуть себе на пользу: ведущие производители аккумуляторной техники выпускают линейки, в которых все инструменты, от шуруповерта до триммера, могут работать от одного съемного аккумулятора.

Можно покупать последующие устройства без аккумулятора, что дает весомую экономию — до 40%.

Как подобрать аккумулятор к электродвигателю?

Каждый рыбак знает, сколько времени он проводит на рыбалке, какого размера его любимая акватория, свою тактику облова и пр. Зная, чего хочешь, гораздо легче выбрать, что надо. В данном случае нужно просто сопоставить время, проводимое на водоеме, со временем, которое способен проработать аккумулятор на одной зарядке.

Производители для каждого своего электромотора указывают потребляемую силу тока. Например, максимально потребляемый ток Minn Kota 34 ENDURA — 30А. Если Вы купите тяговый АКБ Numax DC 31, то его емкости в 100 А-ч хватит с запасом на 3 часа плавания (100/30).

Но максимальная емкость справедлива для передвижения на самой высокой 5-ой передаче. На второй скорости потребление упадет до 6А, значит, заряда батареи хватит почти на 17 часов (100/6). Вообще оптимальной емкостью АКБ для рыбалки на самой «рыбацкой» третьей скорости считается 80-90 А-ч. Одного заряда хватает на пару дней рыбалки или на непрерывное плавание с переключением скоростей в течение 8-10 часов.

Падение емкости

Со временем батарея деградирует, то есть емкость начинает падать. Для обычных кислотных АКБ срок службы примерно равен 3 – 5 годам (есть, конечно исключения, работают по 7 лет, но это редко).

Емкость падает, и АКБ уже не может отдать нужный пусковой ток, скажем в 200 – 300А за 10 секунд. Соответственно приходит время его менять. Но почему происходит процесс деградации, причин тут масса:

  • Сульфация плюсовых пластин. При глубоких разрядах на пластинах образовывается налет из солей серной кислоты, он очень плотный – полностью закрывает поверхность. Пятно контакта с электролитом падает, и емкость аккумулятора снижается.
  • Осыпание пластин. Такое может происходить при перезарядах, особенно когда не хватает уровня электролита в банке. Пластины просто осыпаются вниз и емкость снижается иногда просто катастрофически.
  • Замыкание банки. Если пластины перемкнут между собой, плюсовая и минусовая, тол банка выйдет из строя. Упадет не только емкость, но и напряжение. Однако такую банку можно попытаться восстановить.

Сейчас полезное видео, смотрим.

НА этом собственно заканчиваю, думаю информация для вас была полезна. Читайте наш АВТОБЛОГ.

Похожие новости

  • Гелевый или кислотный аккумулятор. Какой лучше? Только факты + В…
  • Банка аккумулятора. Что это такое? Сколько их? Какое напряжение
  • Аккумуляторы «Европа» и «Азия» что это? Как определить и чем они…

Зарядные устройства

Как уже было сказано, тяговые не терпят перезаряда. Нужна сила тока, равная 10% от емкости. Полная зарядка длится 9-10 часов, то есть день проплавали, на ночь ставим заряжать. Как видим, требуется особый режим заряда (сила тока и время), поэтому для таких аккумуляторов необходимы специальные зарядные устройства. Они автоматически поддерживают ток на заданном уровне и выключают питание при достижении максимального заряда. При этом сами зарядки должны быть оснащены вентилятором, защищающим их электронные платы от перегрева.

Вы можете установить более высокие параметры силы тока, и он будет заряжаться быстрее, но это отрицательно скажется на сроке службы батареи.

Что это такое

Одной из важнейших характеристик аккумулятора является его ёмкость. Именно исходя из её величины выбирают АКБ для каждого конкретного автомобиля. От ёмкости автомобильного аккумулятора зависит и беспроблемный запуск двигателя в любое время года.

Читайте также:
Радиаторы отопления 300 мм МС 140: чугунный, алюминиевый, биметаллический, видео-инструкция по монтажу своими руками, высота, фото и цена

Так что же это такое – ёмкость аккумулятора? Она представляет собой количество энергии, которое способна отдать полностью заряженная АКБ за определённый промежуток времени при установленном значении.

Обозначение на корпусе

Величина ёмкости аккумулятора автомобиля измеряется в Ампер-часах (как правило, за временной промежуток берётся один час). Узнать значение данного параметра любой АКБ можно, взглянув на этикетку, которая наклеена на её корпус. Маркировка выглядит следующим образом: 55 Ач. Это значит, что током равным 55 Ампер аккумуляторная батарея будет разряжаться на протяжении 20 часов – полный цикл разряда. Здесь речь идёт о номинальной ёмкости.

Существует ещё так называемая резервная ёмкость аккумулятора, которая определяет время движения автомобиля при неработающем генераторе зимой в тёмное время суток. Её значение указывается в минутах. Найти этот параметр также можно на этикетке корпуса батареи.

Бренды электромоторов

Minn Kota — мировой производитель лодочных электромоторов. Американская компания основана в 1934 году. Сегодня выпускается множество моделей Minn Kota: для лодок и катеров, со ступенчатым и плавным переключением передач, с носовым и транцевым креплениями, с ручным и ножным управлением, с системой оптимизации энергопотребления и даже с GPS автопилотом. Кроме того, под этим же брендом выпускаются тяговые аккумуляторы, зарядные устройства к ним и разны аксессуары к моторам.

Motor Guide и Mercury — это два бренда, которые принадлежат одному известнейшему американскому производителю — Brunswick Corporation. Под маркой Motor Guide выпускаются электромоторы, Mercury — это бензиновые моторы. Всего создано более десятка Motor Guide разных модификаций: с ручным и ножным управлением, с носовым и транцевым креплениями.

Yamaha в представлении не нуждается. В линейку электромоторов вошли модели четырех мощностей. Ассортимент не велик, но каждый мотор является шедевром японского машиностроения.

Flover выпускает одно из подразделений южно-корейского концерна BOLIM — производителя электроники для многих автомобильных корпораций. В продажу поступает около 15 моделей электромоторов разной мощности. Главное отличие — высокая надежность при невысокой цене.

— бренд австралийских моторов для троллинга с неплохой репутацией и низкими ценами.

Методы проверки

Каждый аккумулятор имеет определённый срок службы. Этот показатель во многом зависит от его ёмкости, которой по мере эксплуатации устройства свойственно уменьшаться. Дело в том, что батарея не хранит энергию, а содержит химически активные вещества, взаимодействие которых позволяет получать электрический ток. С течением времени степень реакции ухудшается, и значит, что ёмкость аккумулятора имеет большое влияние на работоспособность авто.

Снижение данного параметра приводит к проблемам с запуском. Чтобы этого избежать, желательно держать его под контролем. Для этого нужно научиться определять его величину в любой момент. Существует множество способов определения ёмкости аккумулятора. Рассмотрим самые простые:

  1. Тестирование под нагрузкой. В качестве последней обычно используют лампочку. Если номинальная ёмкость не велика, то вполне подойдёт и фара. Алгоритм действий:
      отключаем АКБ от генератора;
  2. подключаем нагрузку на промежуток времени от одной до двух минут;
  3. снимаем нагрузку; присоединяем к батарее мультиметр в режиме определения ёмкости;
  4. фиксируем значение.
  5. Использование тестера. Это прибор, обладающий расширенным функционалом. Выбираем необходимый режим его работы при помощи специальной кнопки. Проводим замеры, определяем значение.

Более подробно о методах проверки ёмкости можно почитать тут.

Аккумуляторы для электромоторов

Выше перечисленные электромоторы можно купить в нашем магазине v-lodke.ru, а к ним подобрать аккумуляторы. В каталоге большой ассортимент самых оптимальных по цене и качеству моделей. Например, надежные герметичные АКБ глубокого разряда DROZD представлены в широком диапазоне емкостей от 70 до 200 А-ч. Батареи рассчитаны на бесперебойное питание не только лодочных электромоторов, но и медицинского оборудования, охранных и пожарных систем, систем связи и т.п.

DELKOR и Numax — две марки известного южно-корейского производителя DELKOR Corporation. Компания основана в 1985 году. У нас представлены АКБ этих марок емкостью 70-100 А-ч.

Кроме того, можно купить самый недорогой от компании Delta, а также цифровые зарядные устройства со встроенным микропроцессором Агрессор и Автопрофи, которые подходят для всех типов аккумуляторов: жидкостных, абсорбционных и гелевых.

Почему сперва выбираем батарею?

И в пользу именно такого порядка действий есть несколько весомых аргументов:

  1. Запас хода. Вы можете поставить на свой электроскутер самый мощный и быстрый мотор, но какой от него будет толк, если батарея сядет за две минуты?
  2. Запас мощности. Опять-таки, глупая ситуация: Вы выбрали мощный двигатель, а батарея его не тянет;
  3. Вес. Вы поставили мощный двигатель, к нему в пару такую же мощную батарею и, внезапно, получили самокат весом 25 кг. Нет, такие модели тоже имеют место, когда они запланированы, а если подобный результат получается неожиданно – это печально.
Читайте также:
Отопление дачного дома дровами

Поэтому лично мы рекомендуем такую последовательность действий:

  1. Определяетесь с максимальным весом будущего самоката;
  2. Определяетесь с минимальным запасом хода;
  3. Смотрите, сколько весят/потребляют интересные Вам по скорости и мощности двигатели;
  4. Делаете расчёт ёмкости аккумулятора в паре с каждым из них;
  5. Выбираете оптимальный результат.

Буквально 10 минут времени, немного простой математики, и Вы уже будете точно знать, что именно Вам нужно.

Как определить реальную ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА

Реальная емкость свинцово-кислотного аккумулятора является одной из важнейших его характеристик, которая неминуемо уменьшается с момента его покупки и установки на автомобиль. Ее измерение в процессе эксплуатации позволяет наглядно оценить текущее состояние АКБ, даже если полученные результаты не отличаются высокой точностью. Сделать это можно несколькими способами, среди которых есть очень простые и доступные для самостоятельного выполнения в элементарных гаражных условиях.

Как определить реальную ЕМКОСТЬ АККУМУЛЯТОРА

Зачем измерять емкость авто аккумулятора?

Поскольку далеко не все автолюбители в силу отсутствия опыта уверенно ориентируются в характеристиках аккумуляторных батарей, начать стоит именно с этого. На самом деле здесь все предельно просто. Достаточно все «разложить по полочкам» понятными для большинства словами и понятиями.

Автомобильная батарея любого типа имеет следующие основные характеристики:

  • Номинальное напряжение – измеряется в вольтах (В). По напряжению на клеммах АКБ легко можно определить степень ее заряженности.
  • Максимальный пусковой ток – измеряется в амперах (А). Указывает на силу тока, который кратковременно способна отдать АКБ на питание стартера.
  • Емкость – измеряется в ампер-часах (А*ч). Характеризует количество энергии, которую батарея может аккумулировать.

Все эти характеристики в некоторой степени напрямую связаны, и зависят друг от друга. Например, если напряжение АКБ в состоянии покоя равно 12,7 В, то это означает, что она заряжена на 100%. То есть, в данный момент в ней запасено максимальное количество ампер-часов, и она сможет отдать стартеру свой максимальный пусковой ток.

Если при том же условии покоя напряжение, скажем, 12,2 В, то батарея заряжена примерно наполовину. Это означает, что и ампер-часов в ней только половина из возможного потенциала. А пусковой ток, который она сможет отдать, примерно в два раза меньший от того, на который она способна в полностью заряженном состоянии. Именно поэтому слабо заряженная АКБ крутит стартер вяло, а запуск двигателя не всегда заканчивается успехом.

Теперь подробнее о емкости – характеристике, которой посвящен данный материал. Единица ее измерения (А*ч) показывает, сколько времени проработает АКБ (часов), отдавая один и тот же ток (ампер). Для наглядности рассмотрим пример. Есть полностью заряженная аккумуляторная батарея с реальной (это важно) емкостью 60 А*ч. К ней подключили нагрузку (например, лампочку накаливания), которая в среднем потребляет ток силой 3 А. При указанной емкости такая нагрузка разрядит нашу батарею в течение 20 часов (60 / 3 = 20).

Если к той же АКБ подключить лампочку, которая потребляет ток только 1,5 А (вдвое меньше), то до полного разряда пройдет более 40 часов времени. И так далее. Эти примеры очень условные, так как процессы разряда аккумуляторных батарей не являются линейными. Но об этом чуть позже.

Вернемся к вопросу – зачем измерять реальную емкость АКБ? Зная эту характеристику, можно наглядно оценить степень ее износа и ресурс. Так, например, если реальная емкость бывшей некоторое время в эксплуатации батареи выше 60% от указанного на корпусе значения, то она еще вполне пригодна для дальнейшего использования. Если замеры показали, что данная характеристика снизилась до диапазона 40-60%, то АКБ пора бы уже заменить. Особенно, если «на носу» зима. Показатели ниже 40% уже граничат с риском, что вы не сможете однажды запустить двигатель даже летом.

Теперь для полного понимания совместим рассмотренные проценты с ампер-часами. Допустим, заявленная на корпусе емкость вашей батареи – 60 А*ч (как в примере выше). Измерения одним из описанных ниже способов показали, что реальная емкость составляет всего 30 А*ч. Это значит, что от ее первоначальной емкости осталось только 50%. В свою очередь это значит, что подключенная 3-амперная нагрузка разрядит такую батарею не за 20 часов, а всего за 10 часов. Соответственно, установленная в машине АКБ будет быстрее разряжаться во время стоянки, особенно, если эти стоянки длительные, включены какие-либо приборы, или же есть токи утечки выше нормы.

Когда аккумуляторная батарея теряет емкость, почти прямо пропорционально уменьшается и максимальный пусковой ток. То есть, если на корпусе заявлено 400 А, то при износе в 50% батарея едва ли сможет обеспечить 200 А в полностью заряженном состоянии. Когда же пуски двигателя затруднены температурными условиями и не всегда заканчиваются успехом с первого раза, АКБ не может обеспечить пусковой ток, необходимый для того, чтобы «сдвинуть с места» стартер. У кого были проблемы с аккумулятором зимой, тот хорошо знает эти несколько вялых «вжик-вжик», после которых при повороте ключа зажигания – тишина.

Читайте также:
Ручка-защелка для межкомнатных дверей + фото

Способы измерения реальной емкости аккумулятора

В первую очередь стоит отметить, что для измерения реальной емкости АКБ существуют специальные приборы. Они бывают двух основных типов. Рассмотрим их вкратце. Более детально описан способ измерения емкости АКБ без специальных приборов, так как он более доступен для большинства.

Первая разновидность приборов для измерения емкости аккумуляторов работает по принципу измерения внутреннего сопротивления и максимального пускового тока. Преимущества: сравнительно невысокая стоимость (от полторы тысячи рублей) и почти мгновенный результат на экране. Прибор подключается к заряженной АКБ, после чего вводятся исходные настройки. Как правило, это тип батареи (гелевые, обычные и так далее), заявленная на корпусе емкость, а также пусковой ток.

После запуска прибор кратковременно нагружает батарею, и на основании замеров просадки напряжения и максимальной силы тока считает и выдает ее текущее состояние. А поскольку пусковой ток и емкость АКБ – две зависимые друг от друга характеристики, то по выданным на экран процентам можно судить об общем ресурсе батареи.

Второй тип приборов для измерения емкости аккумуляторов работает по принципу постоянной нагрузки с измерением времени. То есть, после введения предварительных настроек полностью заряженная АКБ разряжается стабилизированным током. Параллельно прибор фиксирует значения напряжения и время, в течение которого под нагрузкой батарея сохраняет работоспособность. Результат выдается на экран в виде заветных ампер-часов, сравнив которые с заявленными на корпусе, можно оценить степень изношенности АКБ.

Преимущество у таких приборов только одно – это высокая точность получаемых результатов. Однако есть весомые недостатки.

  1. Во-первых, добротные девайсы этого типа стоят немалых денег.
  2. Во-вторых, для получения максимально точной оценки состояния АКБ она разряжается, как говорится, в ноль. А это, мягко говоря, не очень полезно для современных аккумуляторных батарей.

Как измерить емкость аккумулятора мультиметром

Если нет возможности или желания покупать описанные выше приборчики, но реальную емкость АКБ измерить, все же, хочется, то можно применить способ, не требующий никаких затрат. Данная методика, конечно же, уступает по точности «специальным измерителям». Но полученных результатов будет более чем достаточно, чтобы оценить состояние АКБ и понять, пора ли ее менять, или она еще «походит».

Для измерения понадобится всего две вещи – самый дешевый китайский мультиметр и лампочка из фары головного освещения. Если есть два мультиметра – задача упростится. Их стоимость по сравнению со спец приборами – «копейки» (около сотни рублей за штуку). Что касается лампочки, то необходимо взять самую обычную, не светодиодную. В идеале, если она будет потреблять ток около 3 А. Связано это с тем, что емкость автомобильных аккумуляторов в соответствии с ГОСТом принято измерять, разряжая батарею током 0,05C. Это означает, что для АКБ с заявленной емкостью 60 А*ч оптимальным током разряда будет 3 А.

Такой ток будет потреблять автомобильная лампа мощностью 36-38 Вт, подключенная к полностью заряженному АКБ и до момента отдачи половины накопленной энергии.

Алгоритм измерения реальной емкости будет следующим:

  1. Аккумулятор перед измерением реальной емкости необходимо полностью зарядить. Заряженным считается АКБ, плотность электролита в которой 1,26 единиц, и при напряжении зарядного устройства 14,4 В она потребляет ток заряда менее 0,1 А.
  2. Сразу после окончания заряда емкость проверять нельзя. Она окажется слегка завышенной. По тому же ГОСТу АКБ надо дать постоять в покое не менее часа.
  3. К клеммам аккумулятора подключается мультиметр в режиме измерения напряжения. Прибор должен показывать больше 12,7 В. Если меньше, то батарея не заряжена или испорчена.
  4. Далее к клеммам подсоединяется лампочка с известными характеристиками и с этого момента засекается время.
  5. Разряжать АКБ следует до того момента, когда на вольтметре напряжение снизится до 12,2 В.
  6. Когда это произойдет, необходимо установить время, в течение которого смогла «продержаться» батарея.
  7. Производятся вычисления емкости.

По полученным данным определяется реальная емкость АКБ очень просто. Допустим, АКБ разряжалась током в среднем 3 А до напряжения 12,2 В на протяжении 7 часов. Это означает, что половина (мы разрядили только до половины) емкости нашей батареи соответствует 21 А*ч (3 ампера умножаем на 7 часов). То есть полная реальная емкость составляет примерно 42 А*ч.

В завершение немного детальнее рассмотрим некоторые нюансы подобных измерений.

  1. Во-первых, почему АКБ разряжается только наполовину, а не до конца? Потому что для некоторых типов батарей глубокий разряд очень вреден. Несколько таких экспериментов приведут к колоссальной потере емкости. Хотя точность измерений этим способом при полном разряде никак не повысится.
  2. Во-вторых, что делать, если потребляющую 3 А нагрузку подобрать не удалось? АКБ можно разряжать близкой к этому значению нагрузкой, то есть какой-либо другой лампой. Потребляемый ею средний ток можно вычислить, зная ее мощность, а также напряжение в начале и в конце эксперимента. Допустим, у вас нашлась лампочка мощностью 24 Вт. При полностью заряженной батарее напряжение ее питания будет 12,7 В. Мощность делим на напряжение и получаем ток – примерно 1,9 А. На полу разряженной батарее потребляемый ток вопреки математическим вычислениям не повысится, а наоборот, понизится. Многих это удивляет. Но ничего удивительного тут нет – при понижении напряжения лампа потребляет меньший ток потому, что работает с меньшей мощностью, чем написано на цоколе. Это видно и по тому, как тускнеет испускаемый ею свет.
  3. В-третьих, чтобы не заморачиваться с вычислениями тока, можно воспользоваться амперметром (вторым мультиметром в соответствующем режиме). Он подключается в разрыв цепи АКБ-лампа. По этому прибору фиксируется ток разряда в начале эксперимента и по его завершению. Для вычисления емкости аккумулятора берется среднее значение.
Читайте также:
Потолок Армстронг под дерево

Ну и последнее, о чем стоит сказать – почему ток разряда должен быть максимально приближенным к 0,05C? Дело все в том, что при отклонениях от этого значения вычисленная емкость батареи будет иметь большую погрешность. Если, например, при токе разряда 3 А ваша АКБ разрядилась наполовину за 7 часов, то при нагрузке уже в 6 А она разрядится до этого состояния не за 3,5 часа, а на порядок быстрее. Эта закономерность работает и в обратном направлении. Если батарею разряжать током 1,5 А, то до половины она разрядится не за 14 часов, а сможет проработать гораздо дольше.

Расчет емкости АКБ и основные понятия

Аккумуляторная батарея представляет собой источник тока многоразового использования. Ее особенность заключается в цикличности: зарядив батарею, ее можно использовать установленное производителем количество часов. Разряженную батарею легко зарядить с помощью специального зарядного устройства. Время заряда связано с параметрами источника, а количество циклов “заряд-разряд” напрямую зависит от типа и особенностей АКБ.

Что такое емкость и зачем нужен этот показатель?

Емкость аккумуляторной батареи – ее ключевая характеристика. Она влияет на стоимость устройства, область применения (от бытовых нужд до медицинских), срок службы.

Эта характеристика отображает длительность временного промежутка, на время которого батарея будет полноценно питать соответствующее устройство (пульт, телефон и т.д.) и обеспечивать его автономную работу. Иными словами, емкость АКБ – это максимальное количество электрической энергии, которое батарея способна накапливать за 1 полный цикл заряда.

Единица измерения емкости АКБ – амперы в час (А*ч), а для батарей высокой мощности – миллиамперы в час (мА*ч).

Основные понятия, которые связаны с расчетом емкости АКБ

С определением емкости АКБ связаны несколько терминов, среди них ток разряда аккумулятора, энергетическая и резервная емкость и прочие. Рассмотрим основные из них.

1.Зависимость емкости АКБ от тока разряда

При подключении к аккумулятору защищенной нагрузки без преобразователя, величина тока не меняется. При этом время работы АКБ будет выглядеть как соотношение емкости к току. В виде формулы эта зависимость выглядит следующим образом:

где Q – емкость аккумулятора (А*ч или мА*ч);

I – постоянный ток разряда аккумулятора (А);

T – время разряда батареи (ч).

2. Зависимость емкости АКБ от энергии

Способность к накоплению энергии батареей связана с напряжением: чем оно больше, тем больше энергии накопит АКБ. Таким образом, электрическая энергия определяется как произведение тока, напряжения и времени:

W= I*U*T,

где W – энергия накопленная батареей (Дж);

U – напряжение аккумулятора (В);

I – постоянный ток (А);

T – время разряда (ч).

3. Энергетическая емкость

Под этим понятием подразумевается энергия, которую отдает полностью заряженный аккумулятор при разряде до минимального напряжения. Для расчета энергетической емкости используют формулу:

где Q – емкость аккумулятора (А*ч);

W – энергетическая емкость аккумулятора (Вт/элемент).

4. Резервная емкость

Этот термин используется при расчете емкости автомобильных аккумуляторов. Он описывает способность АКБ питать электрооборудование автомобиля, когда встроенный генератор не функционирует. Резервная емкость рассчитывается следующим образом:

где Q – емкость аккумулятора (А*ч);

T – резервная емкость аккумулятора (мин).

Расчет емкости аккумуляторной батареи

Измерение объема батареи необходимо в случае определения количества энергии для продолжительной автономной работы любых устройств (к примеру, для ноутбука, смартфона и т.д.);

Для того чтобы определить емкость АКБ, необходимо применить стандартную формулу:

где Q – рассчитываемая емкость АКБ (А*ч или мА*ч);

P – нагрузочная мощность (Вт);

t – временной промежуток резервирования (ч);

V – напряжение батареи (В);

k – коэффициент, отображающий какая часть емкости АКБ используется.

Значение k компенсирует ситуацию неполного заряда батареи. К слову, полный разряд после нескольких полных циклом работы существенно увеличивает работоспособность устройства.

Читайте также:
Отопление в деревянном доме, каркасного, сип панели, фото и видео

Расчет заряда АКБ на конкретном примере

Для того чтобы провести подсчет емкость батареи смог даже новичок, рассмотрим следующую задачу.

Мы имеем критическую нагрузку 500 Вт, которая требует резервирования на протяжении 3 часов, а также стандартное напряжение 12 В. Сперва посчитаем емкость для батареи, которая разряжается на 70 процентов, а потом заряжается. Это будет выглядеть следующим образом:

Q = 500*3/12*0,7 = 178,6 А*ч.

Так рассчитывается минимальная емкость. Чаще всего следует считать объем АКБ с небольшим запасом (например, 20%). В таком случае батарея проработает максимальное количество времени. Расчет будет выглядеть так:

Q = 178,6*1,2 = 214,3 А*ч.

В любом случае, вы сможете самостоятельно рассчитать емкость необходимой батареи, просто подставим свои значения в вышеуказанную формулу.

Власть и техника, деньги и товары имеют ценность и полезны лишь постольку, поскольку они дают человеку свободу.

Генри Форд

Электротехническое оборудование, товары для дома и сада, все в одном месте в наличии, интернет магазин «А-Трейд». Огромный выбор и большой ассортимент электротехнического оборудования: генераторы, стабилизаторы, ИБП (UPS), аккумуляторные батареи и т.д. от лидеров мирового рынка, у нас на складе.

Что такое емкость аккумулятора? Методика ее расчета

Емкость аккумуляторной батареи является одной из ее важнейших технических характеристик. Под этим термином понимают количество времени, которое способен питать источник автономной энергии подключенных к нему электропотребителей. Другими словами – это максимальное количество электроэнергии, накапливаемое АКБ за полный цикл зарядки. Единицей измерения емкости является А·ч (ампер-час), для небольших батарей – мА·ч (миллиампер-час).

Пример расчета необходимой емкости

Как известно, расчет потребленной мощности производится в Вт, а емкость батареи для ИБП – в А·ч. Чтобы рассчитать требуемую емкость аккумуляторов для питания той или иной техники, необходимо произвести некоторый пересчет. Для лучшего понимания рассмотрим конкретный пример. Допустим, имеется критичная нагрузка 500 Вт, требующая резервирования в течение 3 часов. Так как величина накопленной энергии зависит не только от емкости батареи, но и ее напряжения, для расчета делим общую мощность резервируемого оборудования на их рабочее напряжение (часто путают с напряжением холостого хода полностью заряженной батареи). Для стандартного 12В аккумулятора, величина необходимой емкости батареи составит:

Q= (P· t) / V· k

где Q – необходимая емкость аккумулятора, А·ч;

P – имеющаяся нагрузка, Вт;

V – напряжение каждой аккумуляторной батареи, В;

t – время резервирования, ч;

k – коэффициент использования емкости аккумуляторов (количества электрической энергии, допустимой к использованию потребителями).

Необходимость введения коэффициента k обусловлена возможностью неполного заряда АКБ. Вдобавок к этому, сильный (глубокий) разряд, следующий после небольшого количества рабочих циклов заряда и разряда, ведет к преждевременному износу и выходу из строя батареи. К примеру, если новый аккумулятор разряжать на 30% от его общей емкости, после чего сразу производить его зарядку, способен выдержать около 1000 подобных циклов. В случае если величина разряда уменьшится до 70%, то количество данных циклов снизится примерно на 200.

Итого, получаем, что для питания данной нагрузки в течение указанного периода времени потребуется:

Q= 500·3/ 12·0,7 = 178,6 А·ч.

Это минимально необходимая емкость аккумуляторных батарей для рассматриваемого случая. В идеале лучше брать источник энергии с небольшим запасом (около 20%) для того, чтобы каждый раз не разряжать его полностью – это поможет сохранить рабочие характеристики батареи в течении как можно большего периода времени.

Q= 178,6·1,2 = 214,3 А·ч.

Значит для решения поставленной задачи необходимо приобрести аккумуляторы суммарной емкостью не менее 215 А·ч. При использовании ИБП в паре с генератором величину поправочного коэффициента емкости рекомендуется снизить до 0,4, поскольку в такой связке батареи чаще всего применяются для поддержания непрерывного электропитания, пока не включится электростанция и вся нагрузка не переключится на нее. При этом если в значение коэффициента 0,4 закладывать потери емкости аккумулятора при его старении, обусловленные особенностью импульсного преобразователя и другие, то в среднем разряд аккумулятора может достигать 50% от его номинальной емкости.

В том случае, когда для резервирования нагрузки используется несколько аккумуляторов, количество накопленной в них энергии абсолютно не зависит от типа их соединения – параллельного, последовательного, либо смешанного. Учитывая данную особенность необходимо подставлять в формулу определения суммарной емкости аккумуляторов напряжение одной батареи, но при этом допускается использование только АКБ с одинаковыми техническими характеристиками.

Показатели аккумуляторных батарей, с которыми неразрывно связано понятие емкости

1. Зависимость емкости аккумулятора от тока его разряда.

В основе данной зависимости лежит следующий факт: когда защищаемая нагрузка подключается к аккумулятору без использования преобразователя, то величина тока, потребляемого батареей неизменна. При этом время функционирования подключенных электропотребителей определится, как отношение отбираемой емкости к потребляемому току. В более привычном виде данная формула записывается следующим образом:

Q = I·T

где Q – емкость аккумулятора, А·ч (мА·ч);

I – постоянный ток разряда аккумулятора, А;

Читайте также:
Сайдинг Ю-Пласт – лучшее сочетание цены и качества

T – время разряда батареи, ч.

Если имеем дело с большими величинами потребляемого тока, то реальные показатели мощности зачастую ниже номинальных, указанных в паспорте.

2. Зависимость емкости аккумулятора от энергии

Сегодня среди пользователей достаточно распространенным является мнение о том, что емкость аккумуляторной батареи является величиной, полностью характеризующей его электрическую энергию, накопленной АКБ заряженной на 100%. Это утверждение является не совсем корректным. Здесь еще необходимо сделать оговорку на то, что способность накапливать энергию у батареи напрямую зависит от ее напряжения и чем оно будет выше, тем большее количество энергии сможет накопить аккумулятор. На самом деле электрическая энергия определяется как произведение показателей тока заряда, напряжения батареи и времени протекания этого тока:

где W – энергия накопленная батареей, Дж;

U – напряжение аккумулятора, В;

I – постоянный ток разряда аккумулятора, А;

T – время разряда батареи, ч.

Исходя из того, что произведение тока и времени заряда дает нам емкость АКБ (как было рассмотрено выше), то получается, что электрическая энергия аккумулятора находится путем перемножения номинального напряжения батарее и ее емкости:

где W – энергия накопленная батареей, Вт·ч;

Q – емкость аккумулятора, А·ч;

U – напряжение аккумулятора, В.

При последовательном подключении нескольких аккумуляторов одинаковой емкости, общий показатель данной связки равен сумме емкостей всех АКБ, входящий в ее состав. В таком случае энергия полученного аккумуляторного блока определится, как произведение электроэнергии одной батареи на их количество.

3. Понятие энергетической емкости аккумулятора

Не менее полезным для потребителя показателем аккумуляторных батарей является их энергетическая емкость, измеряемая в таких единицах, как Вт/элемент. Данное понятие характеризует способность аккумулятора за определенный непродолжительный период времени, который чаще всего составляет не более 15 минут, в режиме постоянной мощности. Наибольшее распространение данный показатель получил в США, но в последнее время набирает популярность и среди потребителей многих других стран. Для приближенного расчета емкости аккумуляторной батареи, измеряемой в А·ч по величине его энергетической емкости в Вт/элемент для периода 15 минут, пользуются формулой:

Q = W/4

где Q – емкость аккумулятора, А·ч;

W – энергетическая емкость аккумулятора, Вт/элемент.

4. Понятие резервной емкости аккумулятора

Для автомобильных аккумуляторов выделяют еще одну характеристику – резервную емкость, которая говорит о способности батареи питать электрооборудование движущегося авто, когда штатный генератор транспортного средства не работает. Данный параметр также больше известен в США и называется «reserve capacity». Он измеряется в минутах разряда батареи величиной тока в 25 А. Для приблизительной оценки номинальной емкости аккумулятора по его показателю резервной емкости, указной в минутах, необходимо воспользоваться формулой:

Q = T/2

где Q – емкость аккумулятора, А·ч;

T – резервная емкость аккумулятора, мин.

Емкость аккумулятора и его заряд (заряженность)

Еще одним достаточно популярным заблуждением является отождествление понятий емкости батареи для и ее заряда (заряженности). Расставим все точки над «и». Под емкостью понимают максимальный потенциал аккумулятора, то есть количество энергии, которое он сможет накопить в полностью заряженном состоянии. Заряд же в свою очередь и представляет собой эту энергию, необходимую для питания нагрузки в автономном режиме. Отсюда вывод, что величина заряда одной и той же батареи может быть разной в зависимости от времени зарядки АКБ, а величина ее емкости в разряженном и заряженном состоянии одинакова. Здесь можно провести аналогию со стаканом, в который наливают воду. Объем прибора и будет представлять собой емкость – это величина не зависящая от того полный стакан или пустой, а самая наливаемая вода – это заряд.

От каких факторов еще зависит емкость аккумулятора?

Ток разряда

Те показатели емкости аккумуляторов, которые можно встретить в их технической документации и на корпусе изделия, производитель указывает исходя из результатов тестовых замеров, производимых по вышеуказанной формуле (Q = I·T) при стандартной длительности разряда (10, 20, 100 часов и т.д.). Соответственно обозначается и емкость – Q10, Q20 и Q100, а также ток разряда – I10, I20 и I100. В таком случае величина тока, протекающего через нагрузку при времени разряда 20 часов определится по формуле:

I20= Q20/20

Следуя данной логике можно предположить, что при разряде, длящемся четверть часа (15 мин) ток будет равен Q20 х 4. Однако это не так, как показывает практика, в случае 15-минутного разряда емкость стандартной свинцовой батареи составит не более половины его номинальной емкости. Соответственно величина параметра I0,25 будет чуть менее Q20 х 2. Отсюда можно сделать вывод, что такие характеристики, как время и ток разряда являются не пропорциональными друг другу.

Конечное напряжение разряда

Каждый раз при разряде аккумулятора напряжение на нем постепенно падает, а по достижению так называемого конечного напряжения разряда обязательно необходимо произвести отключение АКБ. При этом, чем ниже данная характеристика, тем соответственно выше будет фактическая емкость батареи. Как правило, производители указывают на собственных аккумуляторах минимальную величину конечного напряжения разряда, которая в свою очередь зависит от того каким током производится разряд. Случаются ситуации, когда напряжения источника энергии падает ниже этой величины (забыли вовремя отключить аккумулятор или этого нельзя было сделать, так как в течение длительного периода нельзя было обесточивать нагрузку). Тогда возникает явление, называемое глубоким разрядом АКБ. Если часто допускать глубокий разряд батареи, она может быстро выйти из строя.

Читайте также:
Озонатор своими руками: схемы изготовления озонатора воздуха из разных материалов

Износ аккумулятора

Как принято считать, новый аккумулятор обладает номинальной емкостью (той, которую указывает производитель). Однако реальная величина данного показателя может немного отличаться – быть меньше заявленной по причине длительного хранения на складе, либо после нескольких полных циклов заряда и разряда и непродолжительной работы в буферном режиме немного увеличиться. Дальнейшая эксплуатация батареи, а также его хранение неизменно ведут к физическому изнашиванию источника энергии, его старению и постепенному выходу из строя.

Температура

Такой важный фактор, как окружающая температура в месте, где используется аккумулятор, очень сильно влияет на емкость последнего. В случае повышения температуры с 20°С до 40°С показатель емкости батареи возрастает на 5%, а при снижении до 0°С – уменьшается в среднем на 15%. Дальнейшее понижение температуры воздуха ведет к падению указанного параметра еще на 25% относительно номинальной величины.

Как проверить емкость аккумулятора?

Очень часто перед владельцем б/у аккумулятора встает задача определения его остаточной емкости. Классическим и нужно отдать должное самым надежным и эффективным способом проверки фактической емкости аккумулятора считается контрольный разряд. Под данным термином понимают следующую процедуру. Аккумуляторную батарею сперва полностью заряжают, после чего выполняют ее разряд постоянным током, при этом замеряют время, за которое она полностью разрядится. После этого рассчитывают емкость АКБ по уже известной формуле:

Величину постоянного тока разряда для большей точности расчета лучше подбирать таким образом, чтобы время разряда составляло около 10 или 20 часов (это зависит от времени разряда, при котором была рассчитана номинальная емкость батареи производителем). Затем полученные данные сравнивают с паспортными, и в случае если остаточная емкость будет меньше номинальной на 70-80%, АКБ подлежит замене, так как это явный признак сильного износа аккумулятора и его дальнейший износ будет протекать ускоренными темпами.

Основными недостатками данного метода являются сложность и трудоемкость в реализации, а также необходимость выведения аккумуляторов из эксплуатации на достаточно продолжительный период времени. Сегодня в большинстве устройств, использующих для своей работы аккумуляторные батареи, имеется функция самодиагностики – быстрой (всего за пару секунд) проверки состояния и работоспособности источников энергии, однако точность таких измерений не всегда высока.

Как рассчитать емкость аккумулятора — методики расчета

От емкости аккумуляторной батареи зависит время, в течение которого она способна отдавать энергию на полезную нагрузку. Единица измерения энергоемкости – Ампер-часы. Физически, емкость – это произведение тока разряда АКБ (А) на время разряда (ч). Аккумуляторы со временем «стареют», запас энергии уменьшается. Сами источники питания применяются в мобильных девайсах, автомобилях и т.д. У многих пользователей возникает необходимость рассчитать емкость аккумулятора. Есть несколько способов сделать это, причем в домашних условиях.

Емкость аккумулятора

Емкость аккумулятора — это параметр, показывающий время, в течение которого АКБ способна отдавать энергию на полезную нагрузку.

Зачем знать емкость аккумулятора

Энергоемкость – основная характеристика АКБ, на которую смотрят при покупке. От этого показателя зависят следующие факторы:

  • цена источника питания;
  • для какой сферы подходит;
  • сколько примерно прослужит.

Емкость – время, в течение которого батарея обеспечит автономную работу устройству, отдавая ему энергию. В крупных элементах, автомобильных, измеряется в Ач, в компактных, например, для смартфонов – в мАч.

Когда возникает необходимость узнать емкость аккумуляторной батареи:

  • при поиске замены;
  • при ремонте;
  • если в наличии есть старая АКБ, которую надо поставить в новый аппарат;
  • надо проверить соответствие элементов.

Есть и другие причины, когда возникает необходимость определить энергоемкость. Сделать подсчет можно несколькими способами, как стандартными, так и специальными. Кому как удобней.

От чего зависит емкость АКБ

Зависимость емкости АКБ от заряда

Зависимость емкости АКБ от заряда.

Есть несколько показателей, влияющих на емкость аккумуляторного элемента. Подключая АКБ к защищенной нагрузке – сила тока не меняется. Наиболее простой метод – расчет емкости аккумулятора в зависимости от нагрузки. Для этого надо умножить время, за которое батарея полностью разрядится, на параметр постоянного тока разряда.

Энергоемкость напрямую зависит от напряжения источника питания. Если один показатель растет – автоматически повышается и второй. Электроэнергия в этом случае рассчитывается так: перемножают напряжение, постоянный ток и время разряда.

Стоит отметить, что бывает энергетическая и резервная емкости, от которых также зависит общий объем. Зная значения, несложно подсчитать энергоемкость: энергетическую делят на 4, резервную – на 2. Не всегда получается отыскать эти данные, поэтому существуют более сложные способы определения емкости. Для начала надо понять, какова цель проведения процедуры, а затем приступать к расчетам.

Читайте также:
Пробковый пол. Ремонт

Расчет емкости

Аккумуляторные батареи устанавливаются в разные устройства и агрегаты. В зависимости от сферы применения и нагрузки реально самому определить энергоемкость.

Стандартная формула

Этот способ подходит для любых разновидностей АКБ. Формула определения емкости выглядит так: Q = (P x t) / V x k, где:

  • P – мощность нагрузки (Вт);
  • t – время резервирования (измеряется в часах);
  • V – напряжение отдельной аккумуляторной батареи (В);
  • k – коэффициент использования энергоемкости (кол-во энергии, доступной пользователю).

Коэффициент применяют по той причине, что батарея может быть заряжена не полностью. Не стоит исключать и глубокий разряд – из-за него источник питания изнашивается и выходит из строя быстрее.

Чтобы аккумулятор прослужил дольше, рекомендуется полностью его разряжать после зарядки на 100%.

Быстрый расчет емкости АКБ

Быстрый расчет емкости АКБ.

Через командную строку

Этот способ актуален для владельцев ноутбуков – портативных компьютеров, питающихся от аккумулятора. Обычно используется АКБ 18650 на 220 В. Как выполняется расчет:

  1. Ноутбук отключают от сети.
  2. Жмут «Пуск» – «Выполнить…».
  3. В командную строку вписывают команду «cmd» (без кавычек).
  4. Откроется окно, куда вводят: powercfg.exe-energy-output c: eport.html.
  5. Жмут «Enter».

После выполнения этих действий запустится утилита, которая спустя пару минут сообщит о состоянии батареи. Наряду с остальными техническими параметрами, будет показана и энергоемкость. Информация продублируется на Диск С – в файл с названием report (отчет).

С помощью онлайн-калькулятора

Если формулы воспринимаются как дремучий лес, рассчитать время работы аккумуляторной батареи можно воспользовавшись помощником – онлайн-калькулятором. Все что надо, правильно ввести требуемые данные.

На АКБ пишут показатель, но с ним получится определить только реальное значение, то есть ток разряда. У каждой – свой рейтинг. Формула, применяемая в калькуляторах, называется «Пекрета». Выглядит она так: Cp = R x (C/R) x n, где:

  • C – параметр энергоемкости, указанный на корпусе батареи;
  • R – рейтинг, выражаемый в часах;
  • n – экспонента.

Это и есть принцип, по которому работают калькуляторы, представленные в сети в большом количестве. К слову, чем меньше тока потребляет устройство, тем дольше работает батарейка. Но ни одна АКБ не способна работать вечно.

Использование специальных утилит

Battery Care

Использование Battery Care для проверки емкости.

Одна из таких программ, причем бесплатных, называется «Battery Care». Она синхронизуется с системой и показывает пользователю различные данные, включая состояние аккумуляторной батареи.

Как пользоваться утилитой «Battery Care»:

  1. Скачать и установить (есть версии для ноутбуков и смартфонов).
  2. Запустить.
  3. Перейти во вкладку «Дополнительно», где и будет информация.

Для устройств бренда Apple есть другая утилита, например, бесплатная «CoconutBattery». Какие сведения она открывает:

  • общее состояние АКБ;
  • энергоемкость;
  • уровень заряда;
  • циклы перезаряда.

Опираясь на предоставленные данные, можно судить об исправности источника питания.

Пример расчета

Есть критическая нагрузка в 500 Вт, которую требуется резервировать в течение 3 часов. Так как показатель накопленной энергии зависит не только от энергоемкости АКБ, но и от напряжения, надо разделить общую мощность резервируемого оборудования на их рабочее напряжение. В случае со стандартным аккумулятором на 12 В, используется формула Q = (P x t) / V x k.

Получается: Q = 500 x 3 / 12 x 0.7 = 178.6 Ач. Это минимальный уровень необходимой энергоемкости. Чтобы каждый раз не разряжать батарею, и чтобы она проработала дольше, берут источник питания с запасом в 20%. Тогда по формуле: Q = 178.6 x 1.2 = 214.3 Ач. То есть суммарная емкость должна быть не меньше 215 Ач.

Если, допустим, источник бесперебойного питания работает в паре с генератором, поправочный коэффициент емкости снижают до 0.4.

Энергоемкость можно рассчитать на каждом этапе эксплуатации батареи, независимо от устройства: смартфон, ноутбук, электровелосипед, автомобиль. Выбор конкретного метода зависит от самого аппарата, установленного источника питания, его параметров напряжения, времени зарядки и разрядки.

Как рассчитать емкость батареи

Использование батареи сопровождается проверкой ее емкости. Перед тем как рассчитать емкость аккумулятора, требуется изучить методику подсчета. Это позволит быстро и правильно получить результат.

Понятие емкости АКБ

емкость аккумулятора

Показатель влияет на несколько других характеристик батарейки:

  • стоимость,
  • сферу использования,
  • допустимый срок эксплуатации.

Значение выражает временной период, на протяжении которого комплектующая способна поддерживать автономное функционирование аппарата, полноценно обеспечивая его энергией.

Измеряется показатель в ампер-часах (А · ч), для аккумуляторов небольшой мощности — в миллиампер- часах (мА · ч).

Зависимость изменения значения емкости

На емкость АКБ влияет несколько показателей. Если подключить аккумулятор к защищенной нагрузке, то величина тока останется неизменной. Расчет емкости производится умножением значения времени, требуемого на разрядку батарейки, на постоянный ток разряда.

расчет емкости АКБ

Между энергией и напряжением аккумулятора существует прямая зависимость. Увеличение одного показателя автоматически активирует рост второго. Расчет электроэнергии заключается в умножении напряжения, постоянного тока и времени разряда между собой.

Читайте также:
Особенности изделий из пластика, что понадобится для установки и пошаговая инструкция самостоятельного монтажа двери

Показатели энергетической и резервной емкостей также оказывают влияние на изменение объема. Они позволяют применять элементарные формулы для расчета емкости АКБ. Зная эти данные, достаточно разделить значение энергетической – на 4, а резервной – на 2.

Часто возникают трудности с поиском подобной информации. По этой причине определять емкость батареи приходится более сложными методами. Предварительно ознакомьтесь с причинами, позволяющими удостовериться в необходимости проведения процедуры.

Причины расчета емкости батарейки

Существует несколько оснований для такого расчета.

Знать емкость необходимо:

  • при замене АКБ,
  • починке неисправной батареи,
  • покупке и смене элементов аккумуляторов,
  • использовании старой комплектующей для установки на новый аппарат,
  • заимствовании запчастей для монтажа неработающей батарейки,
  • проверке соответствия всех установленных элементов.

Допустимы и другие причины определения емкости батареи. Избежать ошибок при подсчете поможет тщательное изучение нескольких методов. Есть стандартные и специальные способы. Выбор зависит не только от вашего желания и удобства.

степень заряженности АКБ

Чтобы получить точный результат, потребуется провести тщательный анализ, но в дальнейшем это поможет быстро применять знания в любой ситуации и безошибочно определять емкость батареек.

Способы получения информации о емкости батарейки

Расчет емкости аккумулятора в зависимости от нагрузки и разновидности аппарата возможен в разных вариантах. Изучив их, вы сможете самостоятельно определять емкость источников питания электромобилей, пожарных сигнализаций охранного поста, конденсаторов и прочих инверторов.

Стандартная формула расчета для АКБ

Вариант используют для любой разновидности батарейки.

Расчет производят по формуле

Q = (P t) / V k,,

где P — мощность нагрузки;

t — время резервирования;

V — напряжение батарейки;

k — коэффициент использования АКБ (часть).

В случае неполного заряда батареи используют значение k.

Увеличить время работы любого аккумулятора можно при помощи обеспечения полного разряда аппарата после 100%-й зарядки.

Для ноутбука, используя командную строку

Требуется выполнить ряд последовательных действий для расчета емкости аккумулятора модели 18650 на 220 В:

  • отключить аппарат от электропитания;
  • перейти в меню «Пуск»;
  • в командной строке ввести запрос cmd;
  • кликнуть на появившемся запросе правой кнопкой мыши;
  • в выпадавшем меню выбрать команду «Запустить от имени администратора»;
  • ввести следующее: powercfg.exe-energy-output c:report.html;
  • кликнуть по кнопке Enter.

После запустится программа-тестировщик, определяющая состояние батареи. На процедуру уйдет около 2 минут. На экране появится информация с основными данными о состоянии АКБ.

При помощи утилиты Battery Care

Программа бесплатная, воспользоваться ею вы можете в любое время. Резервная версия организовывает соединение с системой и позволяет узнать практически все данные о батарейке. Сильной нагрузки не происходит, что помогает быстро получить информацию в свободном доступе.

проверка емкости батареи при помощи утилиты Battery Care

Процесс осуществляется в несколько действий:

  1. скачать и установить утилиту на ноутбук, планшет или смартфон;
  2. кликнуть по ярлыку для запуска программы;
  3. в появившемся окне перейти во вкладку «Дополнительно».

Вам станет доступно наименование батареи, текущее состояние, емкость и ряд других показателей.

Для аппаратов производства компании Apple

Ранее получить информацию о емкости АКБ было возможно только у сотрудников Genius Bar. Недавно реальным стало использование утилиты CoconutBattery. Бесплатная программа быстро и беспроблемно решает проблему расчета данных.

Приложение проверяет общее состояние аккумулятора и фазы его перезарядки. Утилита поддерживается на моделях смартфонов разных производителей, но чаще используется на iPhone и iPad.

После активации программы на экране появятся данные:

  1. об общем состоянии аккумулятора,
  2. емкости АКБ,
  3. уровне заряда,
  4. циклах перезаряда батареи.

Используя онлайн-калькулятор

На аккумуляторе указано значение показателя, но оно только помогает рассчитать реальное значение (ток разряда). Каждому присваивается рейтинг. Для подсчета применяют стандартную формулу, носящую название «Пекрета»:

Ср=R(C/R)n,

где C —емкость, указанная на батарейке;

R — присвоенный рейтинг, выраженный в часах;

По этому принципу калькулятор производит расчет емкости АКБ. Наименьшее потребление тока обеспечивает наибольшее время работы батарейки. Но вечную работу не сможет обеспечить ни один аккумулятор.

На каких устройствах можно узнать емкость АКБ представленными способами

Получить информацию о емкости батареи при помощи рассмотренных вариантов можно на различных устройствах. Методы помогают рассчитать емкость аккумулятора планшета, телефона, ноутбука, автомобиля, электровелосипеда, ИБП и прочих аппаратов.

Пример расчета емкости батареи представлен на видео.

Емкость аккумулятора может рассчитываться в любое время эксплуатации. Использование одного из методов должно зависеть от разновидности аппарата и источника его питания. На выбор оказывает влияние и необходимое напряжение, время зарядки и разряда. Подробное изучение методологии позволит определять значения быстро и точно, не допуская ошибок и отклонений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: